Культ верховного бога гето-даков Замолксиса - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек > Вера и Веды
Вера и Веды    

Культ верховного бога гето-даков Замолксиса - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек


Рекомендуем сохранить ссылку на эту страницу в любой соц сети:

Вопросы религии гето-даков занимают учёные умы Республики Молдова и Румынии и других стран вот уже целое столетие. Заинтересованность духовной жизнью древнего населения Карпато-дунайско-понтийского региона не случайно по причине того, что данное пространство не один раз за историю мира являлось буфером в процессе миграции и культурной взаимоинтеграции народов Европы и Азии. Все составные части религии гето-даков, от элементов анимизма до комплектации божественных культов, являются продуктом генезиса религиозной мысли не одного десятка индо-европейских племён, оставивших свой след в данном регионе. В изучении данного вопроса до сих пор остаётся много белых пятен, которые этнографам, историкам и культурологам настоящего и будущего предстоит заполнить новыми открытиями и исследованиями.

В этой статье речь пойдёт об одном из главных аспектов религии гето-даков – культе Замолксиса, божества, ставшего верховным объектом почитания данного народа во времена правления вождя Буребисты, сумевшего создать единое гетто-дакийское государство. Вокруг личности Замолксиса до сих пор стоит множество вопросительных знаков, которые зачастую и являются отправной точкой исследований учёных, пытающихся понять, чем жило и во что же на самом деле верило древнее населения вышеобозначенного географического региона. Раскрыв полностью тайну Замолксиса, можно будет дать ответы и на множество других вопросов, касающихся религиозных постулатов, системе гето-дакийского пантеона, структуре и идее религиозных мистерий.

Задача данной статьи – идентифицировать культ Замолксиса, проведя параллели с генезисом других, наиболее известных на данный момент индо-европейских языческих традиций, показать неслучайность возведения культа данного бога в ранг верховного, а также понять, насколько оправданно сам культ завоевал такую популярность на определённом этапе развития гето-дакийской цивилизации.

Гето-дакийское жречество не оставило после себя практически ни каких письменных свидетельств о своей деятельности – за исключением «Белегинов» Деценея (traditionallib.narod.ru/slovo/traditio) – поэтому современной науке мало что известно о пантеоне гето-даков. Тем не менее, современная наука располагает небольшим, но содержательным информационным пластом по данному вопросу, где есть даже свидетельства античных авторов, к которым мы и обратимся в первую очередь.

Греческое предание говорит, что Замолксис изначально был человеком, рабом, а позднее учеником греческого философа, учёного и мага Пифагора. Замолксис изучал под руководством своего хозяина и наставника «небесные науки» а также путешествовал (один или с Пифагором – это остаётся «за кадром») по Египту в целях постичь ещё больше наук (protos7.ru/Pifagor), (vekovka.h1.ru/bv/bvzz/22eliade.hltm). М. Элиаде, автор наиболее фундаментальных работ по гето-дакийским обычаям, цитирует в своей монографии «От Замолксиса до Чингисхана» древенгреческого учёного Геродота: «Я узнал от эллинов, проживающих в Геллеспонте и в Понте, что этот Залмоксис(другое написание имени «Замолксис», означении которого речь пойдёт позже – Н.К.), будучи обычным человеком, якобы жил в рабстве на Самосе у Пифагора, сына Мнесарха. Заслужив свободу, он нажил большое состояние и вернулся на родину. Фраки(фракийцы – Н.К.) жили в страшной бедности и были необразованны. Залмоксис, знакомый с ионийским жизненным укладом и более утонченными нравами, чем во Фракии, к тому же проживший среди эллинов и, главное, рядом с самым мудрым человеком Эллады — Пифагором, решил построить особый дом, в котором он принимал и устраивал пиры для самых замечательных сограждан. Во время пиршеств он учил, что ни он, ни его гости, ни их потомки в будущем не умрут, а лишь переселяться в иное место, где, живя вечно, обретут все блага. Пока Залмоксис принимал гостей и увещевал их таким образом, он строил себе жилище под землей. Когда обитель была готова, Залмоксис исчез, спустившись в свои подземные покои, где и пробыл три года. Фраки очень сожалели о его исчезновении и оплакивали как мертвого. На четвертый год он появился среди сограждан, тем самым заставив их поверить в свое учение. Так рассказывают эту историю эллины. Я сам не подвергаю сие сомнению, но и не верю полностью. Думаю, что этот Залмоксис жил задолго до Пифагора. Был ли он простым человеком или, в самом деле, богом гетов — не ведаю, с тем и оставляю его в покое» (vekovka.h1.ru/bv/bvzz/22eliade.hltm).

Как видно из вышеизложенного, Геродот сам не доверяет рассказу, который поместил в свои труды, однако сам прославленный учёный, скорее всего, нередко сталкивался с подобными историями о предприимчивых просветителях. Однако мы видим, что информацию эту он почерпнул не у гетов, а у своих соотечественников греков. Следовательно, уже имеется вероятность некоего искажения изначальной версии легенды.

Перед анализом вышеизложенного стоит прибегнуть к трудам Страбона, который говорит о том, что три года добровольного заточения Замолксиса кормила его мать, которая и доставляла новости с надземного мира, тщательно записанные и заученные её сыном, дабы при выходе на поверхность продемонстрировать свою осведомлённость о делах соплеменников, что, соответственно вызвало среди последних мистический интерес к личности Замолксиса. Далее последний пробился по иерархической лестнице к статусу верховного жреца одного из местных божеств, стал советником племенного вождя, а затем ушёл от людей, поселившись в пещерах горы Когайонон. С той поры и начинается история Замолксиса, как бога, ибо геты, так и не разгадав обман ученика Пифагора, постепенно начали обожествлять своего прославленного соотечественника (Calendaria 2001: стр. 9 — 12).

Но данный сюжет, скорее всего, подходит для основы романа в жанре квазимифология, нежели для полного научного доверия, хотя мистериально некоторые культы «обречены» на прототип в виде homo sapiens: мол, некий шаман с целью получить новый сакральный уровень познания, проходит через самоинициацию и три года проводит в подземном помещении, предаваясь медитации, самосозерцанию и прочим духовным практикам. По истечении срока он выходит к людям и начинает вещать о том, что было, что есть и что будет. Народ, соответственно, награждает шамана божественным или околобожественным статусом, а тот, претерпев определённые изменения собственной психики, понимает, что ему не с руки жить среди людей и по прошествии некоторого времени уединяется на всю оставшуюся жизнь, допуская к себе лишь вождя и жречество – и то лишь ненадолго и в целях испрошения важного совета. Таких примеров в мифологических традициях индо-европейцев предостаточно, а суть обряда, который мог бы служить основой божественного пути Замолксиса, можно встретить в трудах М.Элиаде (vekovka.h1.ru/bv/bvzz/22eliade.hltm), и мы не будем на нём останавливаться: сие есть проблема мировой шаманистики, а нас интересует суть культа Замолксиса.

Тот же М.Элиаде на основе приведения данных о специфике пифагорейских мистерий и практике самого Пифагора, называет культ Замолксиса «пифагорейским», т.е. появившимся непосредственно благодаря пифагорейскому учению. Здесь учёный опирается на общие постулаты пифагорейства и религии гето-даков: вера в переселение душ, вегетарианство и т.д. (vekovka.h1.ru/bv/bvzz/22eliade.hltm). Однако мы имеем возможность полностью не согласиться с данным утверждением, если проведём параллели с культами других индоевропейских богов и проведём идентификацию культа Замолксиса, согласно принципам собирания и дробления архетипа.

Сама вышеприведённая легенда могла всего-навсего заполнять пробел понимания греками похожести учения Пифагора и духовной жизни гето-даков, однако, греческая просвещённая и мистическая мысль берёт своё начало на востоке – у халдеев, зороастрийцев и индусов, хотя с последними у греков намечено параллельное развитие науки, куда входили и мистические практики, на протяжении последних 5-ти веков до нашей эры (Бонгард-Левин1980); стр.238-239, 244-245). В то же время система преемственности религиозных мировоззрений прослеживается у всех индоевропейских народов древности и берёт своё начало также из Индии, колыбели индоевропейской миграции. От Индии и до Ирландии воины едят на колесницах, общество имеет кастовую или околокастовую структуру, исповедуются божества, берущие своё начало из одних и тех же архетипов: Богиня-Мать, Бог Ясного Неба, Громовик, Бог Подземного Мира, Культурный Герой, Бог Огня, Бог Воды, Бог Ветра и т.д. Следовательно, общие индоевропейские религиозные постулаты через язык, культуру и взаимоассимиляцию последующих миграционных волн повлияли и на религию гето-даков, консолидировавшуюся на основе общего индоевропейского наследия. Обговорив это, мы теперь имеем полное право приступить к проведению параллелей и выяснению всего спектра архетипической принадлежности культа Замолксиса.

Отталкиваться мы будем от приведённой ранее записи Геродота. Вычленяется из неё уже оговоренный ранее намёк на суть мистерии: шаман идёт на временное добровольное лишение себя определённых функций организма, делая это во имя приобретения сакрального озарения, вдохновения, черпания знаний из информационного энергетического поля Земли. Теперь приводим аналоги данного процесса из мировой мифологии.

Германский бог Один (Вотан) отдаёт великану Мимиру один глаз в обмен на дозволение испить из Источника Мудрости, а затем пронзает себя копьём и висит 9 дней вниз головой на Мировом Древе Иггдрасиль, на 9-ый день открывая руны – систему магического алфавита у древних германцев («Старшая Эдда. Речи Высокого» 1973) . В данном случае Источник Мудрости является объектом сакрального знания, а лишение глаза и висение на Древе – соответственно актом обмена личной силы на силу мироздания и принесением самого себя себе же в жертву. Руны же это результат обретения сакрального знания. Кстати, известный учёный Тур Хейердал считал Одина человеком, одним из венедских князей и искал следы его пребывания на северном побережье Чёрного моря (телепередача «Клуб путешественников» от 2 марта 1999 г., российский телеканал ОРТ).

Кельтский солнечный бог Луг убивает своего деда, демона-фомора Балора, поражая его своим копьём в единственный глаз и обретая после этого статус вождя племени богов Туатха де Дананн, с которым его также связывают родственные узы (Михайлова, Шкунаев 1985, стр. 351 — 380). Балор в мистериальной трактовке мифа является тёмной ипостасью Луга, следовательно последний броском копья ликвидирует, или побеждает свою тёмную ипостась и в связи с этим получает новый сакрально-политический статус.

Мотив копья, присутствующий в данных примерах, можно сравнить с обрядом посылания вестников Замолксису, когда выбранного мужчину бросали на поставленные вертикально копья, и если тот умирал быстро, считалось, что послание богу дойдёт незамедлительно (traditionallib.narod.ru/slovo/traditio).

Моисей, имевший, видимо, в домонотеистическиой практике евреев статус бога-законодателя, рискуя, по мнению своей паствы, жизнью, поднимается на гору Синай для того, чтобы Иегова передал ему 10 заповедей еврейского народа. Подобно Моисею, Замолксис был первым законодателем у гетов (Calendaria 2001: стр. 9 — 12). Также Замолксис, подобно Один и Лугу, приобретает в конце концов, статус наиболее почитаемого божества среди своего народа.

Если продолжить наши рассуждения, то мотив «умирания и воскресания» Замолксиса можно сопоставить с мифами о финикийском Адонисе, иранском Митре, египетском Осирисе и скандинавском Бальдре, которые, согласно практически идентичной мифологеме, относятся к архетипу Умирающего и Воскресающего Бога, который позднее отразился и на культе Христа. Данный архетип связан с цикличностью года, когда божество своей смертью и воскрешением символизирует начало нового урожайного цикла в сельско-хозяйственной деятельности народа и сакральный переход к новому году в жизни людей. До нас не дошли сведения о цикличном элементе смерти и воскрешения в культе Замолксиса, однако, мы можем предполагать его раннее наличие до тех пор, пока он не был растворён новыми, более существенными функциями культа, позаимствованными из составных элементов других архетипов, которые оставили свой след в культе Замолксиса.

Также Замолксис отражал в себе черты хтонического архетипа, если учитывать его принадлежность к подземному потустороннему миру (обитание в подземном чертоге и позднейший уход в пещеры горы Когайонон). Само имя «Замолксис» по одной из версий восходит к фракийскому «zamol» — «земля», что этимологически возводит данный термин к общим индоевропейским словарным корням. Другая версия генезиса имени приводит ещё одно фракийское слово – «zalmos», «шкура», что говорит и о зооморфной, более ранней ипостаси бога – видимо, медведе или волке. Последнее более очевидно, т.к. сам этноним «даки» восходит к фригийскому «daos», что означает «волк» (traditionallib.narod.ru/slovo/traditio). В подтверждение вышеизложенному: кельтский хтонический бог Кернуннос, отождествляемый с Эзусом и покровителем плодородия Дагдой (см. предыдущий абзац), имеет несколько зооморфных ипостасей, среди которых волк и медведь. Славянский хтонический бог Велес носит на своих плечах медвежью шкуру, а его внук певец Баян, т.е. социально-культурная ипостась самого Велеса, может обращаться в «мысь», т.е. в белку (ср. с Мировой Белкой Рототоск из скандинавской мифологии) а также в «серого волка» (Тихомиров 1960; стр. 261).

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Культ Замолксиса не является пифагорейским, как утверждает М.Элиаде, но представляет собой результат преемственности и генезиса культов, принадлежащих к ряду индоевропейских архетипов.

2. По принципу собирания и дробления архетипа культ Замолксиса идентифицируется, как носитель составных частей архетипов Хтонического Бога (Кернуннос-Эзус-Дагда, Велес), Умирающего и Воскресающего Бога (Митра, Адонис, Осирис, Бальдр), Бога – Законодателя (Минос, Моисей, Ману), и Культурного Героя (Один, Луг). Со временем некоторые качества культа канули в лету, но при тщательном анализе параллелей в индоевропейских мифологемах есть возможность восстановить весь комплекс элементов данного культа.

3. Зооморфной ипостасью Замолксиса являются волк и медведь.

Библиография (включая ссылки на использованную информацию со страниц Интернета).

1. traditionallib.narod.ru/slovo/traditio;
2. protos7.ru/Pifagor;
3. vekovka.h1.ru/bv/bvzz/22eliade.hltm;
4. Calendaria 2001: «Сакральный календарь друидов» (Москва 2001);
5. Бонгард-Левин1980: Г.М. Бонгард-Левин «Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия» (Москва, 1980);
6. Михайлова, Шкунаев 1985: «Похищение быка из Куальнге» под редакцией Т.А. Михайловой и С. В. Шкунаева (Москва 1985)
7. Смирнов 1973: «Исландские саги. Ирландский эпос» под редакцией А.А. Смирнова (Москва 1973);
8. «Старшая Эдда. Речи Высокого» (Москва 1973);
9. Тихомиров 1960: Хрестоматия по истории СССР под редакцией М.Н. Тихомирова (Москва, 1960

Николай Костыркин, литератор


Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте или Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Календарь стрижек: июль 2013 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Календарь стрижки волос на июль 2013 года - удобная таблица для расчета благоприятного дня для стрижки и окрашивания...

26 06 2019 2:43:20

Год Лошади гороскоп – любовь совместимость - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

У тебя появилась возможность найти свою Половинку в год Лошади! Гороскоп на любовную совместимость....

25 06 2019 21:39:30

Гороскоп на 2018 год для Стрельцов - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

2018 год обещает подарить Стрельцам много неожиданных, но приятных ситуаций. Поскольку представители этого зодиакального знака любят все новое, то год придется им по вкусу. Они не будут испытывать чувство дискомфорта от резких перемен....

24 06 2019 15:26:22

Год Тигра гороскоп – карьера - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Год Тигра - профессия человека этого года. Карьера и его любимое дело по восточному гороскопу....

23 06 2019 7:33:14

Христианская радость - как ее достичь? |

Христианская радость - почему Библия призывает быть радостными и как этого достичь? Строгие, хмурые, несчастные. От людей светских нередко можно услышать,...

22 06 2019 3:17:48

Календарь стрижек: июнь 2011 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Июнь 2011 - гороскоп стрижки волос, лунный ритм во благо здоровья и красоты....

21 06 2019 13:57:48

ЦЕЛЕБНЫЕ РИТМЫ - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Что первое приходит на ум, когда мы слышим звук барабана? Древние ритмы, шаманы, ритуальные пляски; кому-то представляется Африка и кружащиеся в безумном т...

19 06 2019 5:29:36

Влюбленность и любовь - в чем разница |

Влюбленность - что это? Что значит полюбить? И чем «полюбить» отличается от «влюбиться»? Любовь и влюбленность… Читайте статью Протоиерея Игоря Гагарина...

18 06 2019 8:36:18

ВЕСЫ: гороскоп на 2012 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп 2012 для Весов - что нужно знать всем представителям знака Весы о годе Черного Дракона. Какие перемены ждут Весов в сфере карьеры, семьи и любви....

17 06 2019 12:19:13

Восточный гороскоп: год Дракона - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Полезная информация о людях, рожденных в год Дракона - их привычки, повадки, характер. Это нужно знать....

16 06 2019 22:25:47

Различение духов в современном мире |

Различение духов в современном мире - Есть такое понятие – сейчас все понимают по-английски, я по-английски скажу, потому что оно стало уже своего рода международным сленгом: relax and enjoy – отдыхай и получай удовольствие...

15 06 2019 3:19:26

Коса вокруг головы (онлайн обучение) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Обучающее видиео, как самой сплести косу вокруг головы...

14 06 2019 12:52:43

Краткий справочник Гримуаров - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

справочник гримуаров - все гримуары в одном месте...

13 06 2019 18:19:16

Почему люди приезжают на афон

C богословской точки зрения Афон представляет собой место святости высшей степени. С социальной точки зрения святогорское государство является древнейшей...

12 06 2019 20:25:24

Православные правила поведения в семье |

Православные правила поведения в семье. Семейная жизнь – частное дело каждого. Но поскольку семья считается домашней церковью, то и здесь можно говорить о...

11 06 2019 14:54:22

Ответ проф. А.И. Осипову на критику книги "Откровенные рассказы странника" |

Одной из самых любимых книг для тех, кто в настоящее время стремится стяжать внутрен­нюю Иисусову молитву, является книга под названием « Откровенные рассказы странника»....

10 06 2019 9:56:56

Алкоголизм и наркомания – как помочь человеку? |

Алкоголизм и наркомания настоящий бич нашего времени. Интернет переполнен запросами – наркомания – телефон доверия, моя дочь или сын наркоман, муж страдает...

08 06 2019 6:35:52

Помыслы |

Что такое помыслы? Как бороться с помыслами? Помыслы на языке православной аскетики означают занимающую ум «мысль». Когда святые отцы говорят о помыслах...

07 06 2019 10:11:12

Паранормальные явления - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

В наше время люди без должного количества информации прожить просто невозможно. Люди пытаются вобрать в себя как можно больше этой эфемерной субстанции, за...

06 06 2019 12:57:28

Гороскоп на 2019 год для Козерогов | Эзотерика

Гороскоп 2019 для Козерога сулит представителям данного знака, что они сумеют добиться того, о чем давно мечтали. Обстановка названного периода будет...

05 06 2019 6:13:38

Альфа-режим мозга по методу Хосе Сильва - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Активизация работы мозга в альфа-режиме по методу Хосе Сильва В этой статье рассмотрен один из возможных способов повышения мозговой активности по методу и...

04 06 2019 14:40:30

Смирение - смирять или смиряться? |

Конечно, мы очень любим смирять! Одна из самых легко усваиваемых «наук» – наука смирять других. Когда мы находимся на месте начальствующего, нам каж......

02 06 2019 9:21:55

Год Обезьяны гороскоп – карьера - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Интересные факты карьерного роста людей, родившихся в год Обезьяны!...

01 06 2019 16:52:49

Цветотерапия, лечение цветом, фен-шуй - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Ныне на большую часть северного полушария пришла зима. Где-то она мягкая, с дождями и прохладным ветерком, где-то суровая, со снегопадами и не заводящимися...

31 05 2019 22:21:46

Стихия Дерева – год Тигра 1914, 1974 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Год тигра 1914 и 1974 проходит под покровительством Стихии Дерева. Основные черты характера этих людей по гороскопу...

28 05 2019 1:45:31

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.