Исповедь - насколько часто следует исповедоваться? | > Вера и Веды
Вера и Веды    

Исповедь - насколько часто следует исповедоваться? |


Исповедь — насколько часто следует исповедоваться?

Исповедь. У нас, к сожалению, действительно в голове очень много всего перемешано, и нам кажется, что, если человек не может не грешить, он должен исповедоваться чуть ли не каждый день.

Частая исповедь бывает очень полезной на определенном этапе нашей жизни, особенно, когда человек только-только делает первые шаги в вере, только-только начинает переступать порог храма, и для него открывается пространство новой жизни, почти неизвестное. Он не знает, как ему правильно молиться, как ему выстроить свои отношения с ближними, как ему вообще ориентироваться в этой своей новой жизни, поэтому он все время ошибается, все время, кажется ему (и не только ему), делает что-то не то.

Так, частая исповедь для тех людей, которых мы называем неофиты, — очень важный и серьезный этап их узнавания Церкви, понимания всех основ духовной жизни. Такие люди входят в жизнь Церкви в том числе через исповедь, через разговор со священником. Где еще так близко поговоришь со священником, как не на исповеди? Главное, они получают здесь свой основной первый христианский опыт понимания своих ошибок, понимания, как строить отношения с другими людьми, с самим собой. Такая исповедь очень часто бывает духовническим, исповедальным разговором больше, чем покаянием в грехах. Можно сказать — катехизаторской исповедью.

Но со временем, когда человек уже понимает многое, знает многое, приобрел некий опыт через пробы и ошибки, для него очень частая и подробная исповедь может стать препятствием. Не обязательно для всех: кто-то вполне нормально себя чувствует при частой исповеди. Но для кого-то может стать именно барьером, потому что человек вдруг приучается думать примерно так: «Если я все время живу, значит, я все время грешу. Если я все время грешу, значит, я все время должен исповедоваться. Если я не буду исповедоваться, как же я с грехами подойду к причастию?» Здесь существует такой, я бы сказал, синдром недоверия Богу, когда человек думает, что за исповеданные грехи он удостоился чести получить Таинство Тела и Крови Христовой.

Конечно же, это не так. Сокрушенный дух, с которым мы приходим к причащению Святых Христовых Тайн, не отменяет нашей исповеди. А исповедь не отменяет сокрушенного духа.

Дело в том, что человек не может на исповеди так поисповедоваться, чтобы все-все свои грехи взять и изложить. Невозможно. Даже если он возьмет и просто перепишет книгу с перечислением всех всевозможных грехов и извращений, которые только существуют на Земле. Это не будет исповедью. Это не будет ровно ничем, кроме формального акта недоверия Богу, что само по себе, конечно, не очень хорошо.
Самая страшная духовная болезнь

Люди, бывает, придут вечером на исповедь, потом с утра идут в храм, и тут — ах! — у самой Чаши вспоминают: «Забыл этот грех исповедовать!», — и чуть ли не из очереди к причастию убегают к священнику, который продолжает исповедь, с тем, чтобы сказать то, что он забыл сказать на исповеди. Это, конечно, беда.

Или начинают вдруг у Чаши лепетать: «Батюшка, я забыл сказать на исповеди то-то и то-то». С чем человек приходит к причастию? С любовью или с недоверием? Если человек знает и доверяет Богу, то он знает, что Бог пришел в этот мир грешников спасти. «От них же первый есмь аз», — эти слова говорит священник, и говорит каждый из нас, когда приходит к исповеди. Не праведные причащаются Святых Христовых Таин, а грешные, из которых каждый, приходящий к Чаше, первый, потому что он грешный. Значит, он даже с грехами причащаться идет.

Он кается в этих грехах, сокрушается о них; это сокрушение — самое главное, что дает человеку возможность причаститься Святых Христовых Таин. Иначе, если человек исповедался перед причастием и почувствовал себя уверенным в том, что теперь-то он достойно причастится, теперь у него есть право принятия Святых Христовых Таин, то, думаю, что хуже и страшнее этого ничего быть не может.

Как только человек почувствует себя достойным, как только человек почувствует себя вправе причащаться, — наступит самая страшная духовная болезнь, которая только может постигнуть христианина. Посему во многих странах причастие и исповедь не являются обязательной сцепкой. Исповедь совершается в свое время и в своем месте, причастие совершается во время Божественной литургии.

Поэтому те, кто исповедовались, скажем, неделю назад, две недели назад, а совесть их мирна, отношения с ближними у них хорошие, и совесть не обличает человека в каких-то таких грехах, которые бы как страшное и неприятное пятно тяготели на его душе, он может, сокрушаясь, подходить к Чаше… Понятно, каждый из нас во многом грешен, каждый — несовершенен. Мы осознаем, что без помощи Божией, без милости Божией не станем другими.

Перечислять те грехи, которые Бог знает о нас, — для чего делать то, что и так ясно? Я каюсь в том, что я гордый человек, но я не могу в этом каяться каждые 15 минут, хотя каждую минуту я остаюсь таким же гордецом. Когда я прихожу на исповедь каяться в грехе гордости, я искренне в этом грехе каюсь, но понимаю, что, отойдя от исповеди, я не стал смиренным, не исчерпал этот грех до конца. Поэтому было бы бессмысленно мне каждые 5 минут приходить и снова говорить: «Грешен, грешен, грешен».

Мой грех — это мой труд, мой грех — это моя работа над этим грехом. Мой грех — это всегдашнее самоукорение, ежедневное внимание к тому, что я принес Богу на исповедь. Но я не могу об этом говорить Богу каждый раз, Он и так это знает. Я скажу это в следующий раз, когда этот грех снова сделает мне подножку и снова покажет мне всю мою ничтожность и всю мою оторванность от Бога. Я еще раз несу искреннее покаяние в этом грехе, но пока знаю, что я этим грехом заражен, пока этот грех не принудил меня отвернуться от Бога настолько, что я почувствовал, насколько сильно это отдаление, этот грех может не быть предметом моей всегдашней исповеди, но должен быть предметом моей всегдашней борьбы.

То же самое касается и повседневных грехов. Скажем, очень трудно человеку бывает прожить целый день, никого не осудив. Или прожить целый день, не сказав ни одного лишнего, праздного слова. От того, что мы эти грехи будем постоянно называть на исповеди, ровным счетом ничего не поменяется. Если каждый день вечером, отходя ко сну, мы будем проверять свою совесть, не просто читать вот эту заученную молитву, последнюю в вечернем правиле, где там мшелоимство, лихоимство и всякое другое непонятное «-имство» вменяется нам в грех, а просто по-настоящему проверим свою совесть и поймём, что сегодня опять было подножкой в нашей жизни, что сегодня опять мы не удержали на высоте нашего христианского призвания, тогда мы принесем покаяние к Богу, это будет наш духовный труд, это будет именно то делание, которого от нас ожидает Господь.

Но, если мы будем этот грех перечислять каждый раз, когда приходим на исповедь, но при этом ровно ничего не делать, то эта исповедь оказывается очень даже сомнительной.
Небесной бухгалтерии не существует

К частоте исповеди каждый христианин может относиться, исходя из реалий своей духовной жизни. Но странно думать о Боге как о прокуроре, считать, что есть некая небесная бухгалтерия, которая зачетом принимает все наши исповеданные грехи и ластиком стирает их из какого-то гроссбуха, когда мы пришли на исповедь. Поэтому мы боимся, а вдруг что забыли, вдруг не сказали, и ластиком не сотрется?

Ну, забыли и забыли. Ничего страшного. Мы вообще своих грехов почти не знаем. Всякий раз, когда мы духовно оживаем, мы вдруг видим себя такими, какими мы не видели себя раньше. Иногда человек, прожив много лет в Церкви, говорит священнику: «Батюшка, мне кажется, что раньше я был лучше, я никогда таких грехов, как сейчас, не совершал».

Значит ли это, что он был лучше? Нет, конечно. Просто тогда, много лет назад он себя совсем не видел, не знал, кто он такой. А со временем Господь человеку открыл его сущность, и то не до конца, а только в той самой степени, в которой человек к этому способен. Потому что, если бы в начале нашей духовной жизни Господь нам показал всю нашу неспособность к этой жизни, всю нашу немощь, всю нашу внутреннюю некрасивость, то, может быть, мы так бы отчаялись от этого, что и не захотели бы никуда дальше идти. Поэтому Господь по милости Своей даже грехи наши открывает постепенно, зная, какие мы грешные. Но при этом допускает нас до причастия.
Исповедь — не тренировка

Я не думаю, что исповедь — это то, в чем человек себя тренирует. У нас есть духовные упражнения, в которых мы в некотором смысле себя тренируем, настраиваем — это, например, пост. Регулярность его утверждается в том, что человек во время поста старается упорядочить свою жизнь. Еще к духовным «тренировкам» можно отнести молитвенное правило, которое тоже действительно помогает человеку упорядочить его жизнь.

Но если причастие рассматривать с этой точки зрения, то это — катастрофа. Нельзя причащаться регулярно ради регулярности причастия. Регулярное причастие — это не зарядка, не физкультура. Это не значит, что раз я не причастился, то чего-то я утерял и должен причащаться, для того чтобы накапливать какой-то духовный потенциал. Все совсем не так.

Человек причащается, потому что он без этого не может жить. У него есть жажда причащаться, у него есть стремление быть с Богом, у него истинное и искренне желание открывать себя для Бога и становиться иным, соединяясь с Богом… И таинства Церкви не могут стать для нас какой-то такой физкультурой. Они не для этого даны, они все-таки не упражнения, а — жизнь.

Встреча друзей и близких происходит не потому, что друзья должны встречаться регулярно, иначе они не будут дружить. Друзья встречаются, потому что их очень тянет друг к другу. Вряд ли будет полезно дружбе, если скажем, люди поставят себе задачу: «Мы друзья, поэтому для того, чтобы наша дружба крепла, мы должны встречаться каждое воскресенье». Это абсурд.

То же самое можно сказать и о таинствах. «Если я хочу правильно исповедоваться и выработать в себе настоящее покаянное чувство, я должен исповедоваться каждую неделю», — звучит абсурдно. Как и вот это: «Если я хочу стать святым и быть с Богом всегда, я должен причащаться каждое воскресенье». Просто нелепость.

Более того, мне кажется, есть в этом некая подмена, потому что все стоит не на своих местах. Человек исповедуется, потому что у него сердце болит, потому что душа у него страдает от боли, потому что он нагрешил, и ему стыдно, ему хочется очистить свое сердце. Человек причащается не потому, что регулярность причастия делает его христианином, а потому что он стремится быть с Богом, потому что он не может не причащаться.
Качество и частота исповеди

Качество исповеди не зависит от частоты исповеди. Конечно, есть люди, которые раз в год исповедуются, раз в год причащаются — и делают это, сами не понимая, для чего. Потому что так положено и уж как-то надо бы, время подошло. Поэтому у них, конечно, нет некоторого навыка к исповеди, понимания ее сути. Поэтому, как я уже сказал, для того чтобы войти в церковную жизнь, научиться чему-то, конечно, на первых порах нужна регулярная исповедь.

Но регулярность исповеди — это не значит раз в неделю. Регулярность исповеди может быть разной: 10 раз в год, раз в месяц… Когда человек свою жизнь духовно выстраивает, он чувствует, что ему надо исповедоваться.

Вот как священники: они же каждый для себя ставят определенную регулярность своей исповеди. Я даже думаю, что тут даже нет какой-то регулярности, кроме того, что сам священник чувствует момент, когда ему необходимо уже исповедоваться. Есть некое внутренне препятствие к причастию, есть внутреннее препятствие к молитве, приходит понимание, что жизнь начинает рассыпаться, и нужно идти на исповедь.

Вообще, человек должен так жить, чтобы чувствовать это. Когда у человека нет чувства жизни, когда человек все измеряет определенным внешним элементом, внешними действиями, тогда, конечно, он будет удивляться: «Как же так можно причащаться без исповеди? Как это? Это какой-то ужас!»

о. Алексий Умнинский



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Год Собаки гороскоп - особенности характера - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Общая характеристика года Собаки по Восточному календарю. Сильные и слабые места людей, рожденных в год Собаки....

16 10 2019 17:54:56

Оскорбление религиозных чувств верующих? |

Оскорбление религиозных чувств верующих? Братья и сестры, давайте порассуждаем, как христиане. Не как люди, которые внешне называют се......

15 10 2019 18:42:57

Стихия Земли – год Петуха 1969 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Свойства и секреты стихии Земли в год петуха! Только для Вас и только тут!...

14 10 2019 14:54:58

Год Обезьяны гороскоп – карьера - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Интересные факты карьерного роста людей, родившихся в год Обезьяны!...

13 10 2019 10:34:31

Борода - зачем священнику борода? |

Почему мужская борода вошла в православную традицию? Вспоминая указ Всероссийского Императора, который, благодаря своим советникам, умел пополнять государ...

12 10 2019 13:29:28

Стихия Дерева – год Обезьяны 2004 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Все самое сокровенное про стихию Дерева в год Обезьяны! Спеши к нам, чтобы узнать!...

11 10 2019 5:25:13

Духовник и психолог - в чем разница?

Духовник и психолог - в чем разница? Читайте об этом на " Дышу православием". Миссионерский православный портал...

10 10 2019 2:15:27

Помыслы |

Что такое помыслы? Как бороться с помыслами? Помыслы на языке православной аскетики означают занимающую ум «мысль». Когда святые отцы говорят о помыслах...

09 10 2019 8:44:54

Фильм "Загадки Древнего Египта" Часть 6. Великий трансформатор. - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Страна: Россия Жанр: Документальный Продолжительность: 2 часа 36 минут (6 серий по 26 минут) Режиссер: Константин Шишкин, Андрей Скляров ( Сайт Л А И) В ролях...

08 10 2019 18:36:57

Гороскоп на 2019 год для Львов | Эзотерика

Лев — царственный зодиакальный знак. Какой по гороскопу 2019 год для него? Весьма необычный. Солнце — небесный покровитель Львов — займет лидирующую позицию на...

05 10 2019 6:55:40

РЫБЫ: гороскоп на 2013 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп для Рыб на 2013 год - карьера, финансы, личная жизнь и здоровье. Предсказание на каждый месяц 2013 года....

03 10 2019 4:58:59

Мужчина-Кабан: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Мужчина-кабан - общие характеристики людей по восточному календарю...

02 10 2019 14:36:29

Парад планет 2012 года - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Парад планет в 2012 году. Конец света или его начало? Происходящие на Земле события каждого из нас заставляют задуматься над тем, что конец света может быт...

30 09 2019 1:52:50

Бесы - почему православные так называют нечистых духов? |

Почему нечистых духов называют бесами? Как появился сатана? Почему бесы сейчас не в аду? Зачем Бог создал разных ангелов? Известно ли количество демонов? и много другое......

29 09 2019 9:20:34

Гороскоп на 2018 год для Близнецов - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

2018 год для Близнецов — период внутренних перемен и преобразований. Представителям знака придется много работать над собой, трудиться от рассвета до заката. Если выбрать сферу деятельности, в которой необходимо изо дня в день проявлять красноречие, успех гарантирован....

28 09 2019 6:58:11

Гороскоп на 2019 год для Близнецов | Эзотерика

Близнецы — личности очень приятные. А все потому, что у них «легкий» характер. Поэтому они войдут в число фаворитов Свиньи. Гороскоп 2019 для Близнецов сулит...

26 09 2019 7:17:41

Болезнь - Бог не требует от больных телесных подвигов |

Болезнь - Бог не требует от больных телесных подвигов. «... И всякая болезнь тяжела, кольми паче болезнь рака, но делать нечего, покориться этому следует....

24 09 2019 21:42:12

✩ Лев: гороскоп 2019 ✩ каким будет 2019 год для Львов?

Каким будет 2019 год для людей, родившихся под знаком Льва. Любовный гороскоп, карьера, состояние здоровья, прибыль - чего ждать Львам в 2019 году....

22 09 2019 9:32:37

Стихия Металла – год Тигра 1950, 2010 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп для людей, которые родились в 1950 и 2010 годах под покровительством Тигра и стихии Металла по восточному календарю...

20 09 2019 11:34:18

Гороскоп на 2019 год для Стрельцов | Эзотерика

Гороскоп 2019 для Стрельцов неоднозначный, но многообещающий. Представители знака получат уйму возможностей для самореализации. Планета Эрида, которую ученые...

18 09 2019 18:17:27

Календарь стрижек: май 2012 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Удобный гороскоп стрижек на май 2012 года по лунному календарю. Узнай, в какой лунный день лучше стричь волосы...

17 09 2019 19:29:17

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.