Монофизитская ересь. Армянская церковь | > Вера и Веды
Вера и Веды    

Монофизитская ересь. Армянская церковь |


Монофизитская ересь. Армянская церковь

Православное вероучение исповедует во Христе две совершенные и различные природы, человеческую и Божественную. При этом мы верим в единое Лицо Христа Спасителя, в Своей Ипостаси или Личности соединившее две природы. Под природой или сущностью подразумевается единое обобщающее и видообразующее начало. Под ипостасью или лицом – конкретный индивид, обладающий присущими только ему особыми чертами. Учение о Богочеловечестве Христа догматизировано соборно и считается непреложным для всех православных христиан.

Принятию догмата предшествовали годы ожесточенной богословской полемики, несторианское заблуждение, монофизитская ересь и церковная смута, итогом которой стал раскол, отделивший от Православия часть Древневосточных церквей. Давайте более подробно рассмотрим эти события.

В начале V века умы восточных богословов волновал вопрос полноты Божественной и человеческой природ Христа. Появилось учение архиепископа Константинопольского, Нестория, утверждавшего, что Дева Мария родила не Бога, а обычного человека, в которого в момент рождения вселился Бог. По Несторию выходило, что единство личности Спасителя было лишь видимым, внешним, на самом же деле во Христе отдельно обитали две личности, человеческая и Божественная. Эти личности были разделены между собой, Божество обитало в человеке, как в сосуде или храме.

Следствием заблуждения Нестория явилось отрицание Богочеловечества Христа, умаление Его спасительного подвига, ведь раз Божественного и человеческого единства не существовало, значит человеческая природа не получала дара обожения и спасения. В 431 году, III Вселенский Собор осудил учение Константинопольского архиепископа, как ересь.

Главным оппонентом Нестория выступал свят. Кирилл Александрийский. Он сформулировал учение об ипостасном единстве человеческой и Божественной природ Христа, об их взаимном общении и взаимном проникновении. К сожалению, в его учении присутствовала недостаточная точность терминологии, он не делал разграничения между понятиями «природа» и «ипостась». К тому же, он ввел выражение «единая природа Бога-Слова, воплощенная», впоследствии перетолкованное фанатиками-еретиками в контексте исключительности Божественной природы Спасителя.

В среде фанатичных последователей учения свят. Кирилла Александрийского позднее и зародилась монофизитская ересь. Стремясь оградить православный мир от крайностей богословия Нестория, монофизиты впали в крайность ему противоположную. Если несториане считали Христа человеком, умаляя Его Божественное достоинство, монофизиты, наоборот, учили о Божественности Спасителя, в ущерб Его человечеству. Монофизиты называли Спасителя человеком, но они не рассматривали человеческое начало самостоятельным и полноценным.

Несмотря на то, что III Вселенский Собор осудил Нестория, на Соборе не удалось, в полной мере, раскрыть учение о Лице Христа. Через 20 лет, IV Вселенским Собором была обличена монофизитская ересь, но опять не было дано четкого определения в понимании единой Ипостаси Спасителя, есть ли это единая Ипостась Бога Сына или это Ипостась, появившаяся посредством соединения двух ипостасей, человеческой и Божественной. Недосказанность формулировок дала повод монофизитам ошибочно интерпретировать орос IV Собора в несторианском стиле и объявить его еретическим.

В V веке монофизитская ересь стремительно распространялась, чему способствовали неудачные попытки богословов того времени объединить идею о единой Ипостаси Христа с идеей о полноте двух природ Спасителя. Полнота природы подразумевала и отдельную личность, этой природе присущую. Поэтому признание двух полноценных природ Христа означало, по мнению монофизитов, признание и двух личностей Спасителя, что грозило уклонением в несторианство. С православной же точки зрения, монофизитское умаление человеческой природы Христа, было отрицанием Его единосущия роду человеческому и обесценивало спасительный подвиг Богочеловека, а это уже вело к евтихианству, крайнему течению монофизитской ереси.

Решением проблемы полноты двух природ Спасителя, стало введение в VI веке новых богословских терминов. Посредством трудов великих богословов своего времени Иоанна Грамматика Кесарийского, Леонтия Византийского, Леонтия Иерусалимского появились такие понятия, как «воипостасное», или «воипостасная сущность (природа)». С помощью этих терминов удалось сформулировать учение о возможности существования сложных ипостасей, состоящих из нескольких природ. Каждая из них вовсе не должна обладать собственной ипостасью, а может проявлять себя в составе единого сложного лица. К примеру, ипостась человека состоит из двух природ, духовной и телесной, каждая из которых в отдельности не может существовать самобытно. Так и в Христе, человеческая ипостась существовала не как самостоятельная личность, а как воипостасное. «Мы говорим, что человечество Спасителя не существовало в своей собственной ипостаси, но с самого начала существует в ипостаси Логоса, поскольку «Он, восприняв (плоть) в собственную Ипостась, наделил ее лицом» (свят. Леонтий Иерсалимский). Человеческая ипостась получила свое Я, стала личностью в Лице Христа, Он жил и действовал через Божественную и через единосущную нам человеческую природу.

Увы, но уврачевать церковный раскол, вызванный ересью, удалось не сразу. Десятилетия Восточную и Западную церкви раздирала смута. Еретиков поддерживали некоторые императоры. Предпринимались попытки примирить православных и монофизитов компромиссным путем и силой. К сожалению, к вероучительному разногласию, со временем, прибавились политические мотивы. Окраины Византийской империи стремились отделиться от нее и стать самостоятельными, как территориально, так и религиозно, монофизитская ересь использовалась в качестве предлога для отделения.

Стоит сказать, что монофизитство состояло из нескольких течений, представители которых отличались, как крайне радикальными взглядами (евтихианство), так и умеренными (северианство). Евтихиане исповедовали два естества во Христе до Воплощения и одно единое после него. Севериане же признавали во Христе одну ипостась, состоящую из двух сторон, человеческой, единосущной нам и Божественной. Человеческую сторону они располагали в положении, подчиненном к Божеству. Со временем монофизитское движение раскололось на множество сект, заблуждения которых принимали совсем нелепые формы. Так аффартодокеты считали Тело Христа нетленным, а агноиты утверждали, что Христос мог не знать некоторых вещей, как этого не знают обычные люди.

Большинство этих религиозных течений, запутавшись в тонкостях своего вероучения, распалось еще в VI веке. Но некоторые из умеренных монофизитских направлений существуют и сейчас. К ним относятся, не признавшие решений IV Вселенского (Халкидонского) Собора и сохранившие апостольское преемство некоторые Древневосточные церкви. Мы называем их Ориентальной семьей Древнеправославных церквей. Это Армяно-Григорианская Апостольская церковь, Коптская Православная церковь, Сиро-Яковитская церковь и др.

В заключении, хочется немного подробнее коснуться вероучения близкой нам по духу Армяно-Григорианской Апостольской церкви. Армянская церковь, хоть и не признает деяний IV Халкидонского Вселенского Собора, но, в то же время, она не считает себя монофизитской, осуждая крайнее проявление монофизитства – евтихианство.

Основным отличием вероучения Армянской церкви от Православного является исповедание армянами одной общей и единой Богочеловеческой природы Христа и одной воли, в то время, как Православные, исповедуют две природы Спасителя, «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» (Халкидонский орос) соединенные в Его Лице и две воли, Божественную и человеческую, не противоречащую Божеству, а находящуюся в гармонии с ним. Помимо вероучительных, между нами существуют и некоторые обрядовые расхождения. К примеру армяне крестятся слева направо, в то время как у нас принято осенять себя крестным знамением справа налево.

Несмотря на догматические заблуждения, будет неверно называть представителей Армянской церкви монофизитами. Монофизитство, это отрицание единосущия нам Христа по человечеству. Армянская церковь, так же, как и Православная, не сомневается в Богочеловечестве Христа, она признает Спасителя как истинным Богом, так и единосущным нам, полноценным человеком.

С V века мы не имеем евхаристического общения с Армянской церковью, то есть мы не можем причащаться с армянами из одной чаши. Армяне, желающие приступить к Православным Таинствам должны предварительно пройти специальный чин присоединения. Существует три вида чинопоследования присоединения, через Крещение, через Миропомазание и через Покаяние.

Присоединение армян осуществляется третьим чином, через Покаяние. Третий чин совершается над всеми представителями тех христианских течений, в среде которых было сохранено апостольское преемство рукоположения, но вероучение их в некоторой степени уклонилось от Православного. Таинства Крещения и Миропомазания таких церковных сообществ считаются действительными и в лоне Православной Церкви.

Хочется надеяться, что со временем догматические препятствия с нашими армянскими братьями во Христе удастся преодолеть и многовековой церковный раскол будет уврачеван.

Ирина Праслова



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОКУЛЬТИЗМА - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Изначально Создателем предусмотрено, что в магических операциях будут участвовать две человеческие половинки души, то есть мужчина и женщина - близнецовые...

16 09 2019 23:21:46

Коса из 5 прядей (обучающее видео) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Обучение плетению косичек из пяти прядей пошагово...

15 09 2019 0:39:19

Старец Паисий Святогорец - Слова (6 томов) скачать |

Старец Паисий Святогорец - Слова (6 томов) скачать │ Том 1│ Том 2│ Том 3│ Том 4│ Том 5│ Том 6│ Паисий Святогорец (греч. Παΐσιος Αγιορείτης); в миру А...

14 09 2019 14:38:18

Что такое Лето Господне? |

Слова «лето Господне» взяты из Книги святого пророка Исайи, которую читал Иисус Христос в Назаретской синагоге. Свидетельство об этом – в Евангелии от апос...

13 09 2019 2:43:59

Год Крысы (Мыши) гороскоп – карьера - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Карьера профессия для людей рожденный в год Крысы ( Мыши)...

12 09 2019 14:23:57

Восточный гороскоп: год Петуха - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Здесь самая подробная информация о людях, родившихся в год Петуха!...

11 09 2019 20:19:51

Телевизор - девять плодов телевидения |

Телевизор - девять плодов телевидения. Я сижу перед телеэкраном в темноте сверкающим гроздно. Прокаженный новейшей проказой, пью глазами его колдовство. Соблазняют меня оба глаза. Я не вырвал ни одного....

10 09 2019 23:51:28

Созидающая визуализация - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Сначала подумайте о том, что вы хотели бы достичь. Для этого упражнения созидающей визуализации выберите что-нибудь простое, что вы легко себе представляет...

09 09 2019 3:20:35

Стихия Дерева – год Змеи 1965 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Характеристика людей, родившихся в год змеи 1965....

08 09 2019 8:43:58

Ступени покаяния, или что опечалило апостола Петра? |

Почему апостола Петра опечалил именно третий вопрос Спасителя: « Любишь ли Меня?» В чем смысл замены в греческом тексте одного слова, обозначающего любовь,...

07 09 2019 9:22:51

Год Обезьяны гороскоп – любовь совместимость - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Любовная совместимость людей, родившихся в год Обезьяны! Спеши найти свою половинку!...

06 09 2019 9:22:12

Трансерфинг реальности - основные тезисы + видео - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Книги Вадима Зеланда " Трансерфинг Реальности" пользуются все большей популярностью среди людей, которые ищут новые, лучшие пути взаимодействия человека со...

05 09 2019 2:24:41

Календарь стрижек: февраль 2012 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп стрижек на февраль 2012 года - что нужно обязательно знать, чтобы не отстричь свое счастье в жизни....

04 09 2019 7:54:19

Смертный грех - чем отличается от обычного? |

Смертный грех – грех, ведущий к погибели души, искажающий замысл Божий о человеке. Иисус Христос указывал «смертным» (непростительным) грехом «хулу на Духа...

03 09 2019 11:59:53

Пляжные прически (обучение онлайн) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Быстрая пляжная прическа очень красиво смотрится и не мешает в жару на пляже...

02 09 2019 11:39:16

Стихия Воды – год Кабана Свиньи 1983 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Стихия Воды год кабана 1983 - характеристика по восточному гороскопу...

01 09 2019 9:31:25

Языческие обереги севера - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

У древних народов часто можно встретить оберег или талисманы, приносящие удачу, защищающие от бед и невзгод. Рассмотрим самые распространенные талисманы се...

31 08 2019 5:31:17

Смертные грехи в православии |

Смертный грех, а точнее смертные грехи, что это такое и каково православное учение о них? Прежде всего, необходимо, различать страсти (устойчивые грехо......

30 08 2019 14:38:27

Энциклопедия демонических существ - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Душа человека - это истинная частица Бога. Так утверждает книга " Тания", основополагающий труд хасидизма Х А Б А Д. Ту же мысль мы можем найти и в других велич...

28 08 2019 2:24:23

Стихия Воды – год Змеи 1953, 2013 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Ты должен это прочитать! Стихия Воды в год Змеи!...

27 08 2019 21:42:35

Октоих |

Октоих - это церковно-богослужебная книга, которая содержит службы и последования с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней богослуже...

26 08 2019 23:47:50

Календарь стрижек: июль 2010 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

1 июля, четверг 20 лунные сутки Это не самый хороший день для стрижки волос. Повремените с походом к стилисту. 2 июля, пятница 21 лунные сутки. Луна в Рыба...

25 08 2019 14:12:44

Гадание на игральных картах. Расклад "Что ему в тебе нравится?" - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Одно из самых простых гаданий на игральных картах - расклад Что ему в тебе нравится? Ч Т О Н У Ж Н О Д Л Я Г А Д А Н И Я? Колода из 36 карт и мужской объект, интерес кот...

23 08 2019 15:58:24

Паранормальные способности по знакам зодиака - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Способности к магии по знакам зодиака Каждому человеку, родившемуся под определенным знаком Зодиака, от рождения были дарованы необычные таланты, которые м...

22 08 2019 19:29:45

Почему над усопшими младенцами не читается разрешительная молитва |

Почему над усопшими младенцами не читается разрешительная молитва Обратимся к определению Таинства Крещения: « Крещение есть таинство, в котором крещаемый......

21 08 2019 2:41:17

Календарь стрижек: июнь 2010 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Вот и наступило долгожданное лето! Самое время подготовиться к отдыху и нанести визит к парикмахеру. Гороскоп стрижки волос поможет выбрать для этого самый...

20 08 2019 6:22:45

Православное воспитание детей. Тайна воспитания |

Православное воспитание детей. Тайна воспитания. В деле воспитания недостаточно того, чтобы передать детям правила благонравия или приучать их к внешнему...

19 08 2019 14:28:40

Тайна воды. Фотографии кристаллов. - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Как вода отображает наше сознание( Из книги " Волшебное послание воды") У воды есть очень важное сообщение для нас. Вода предлагает заглянуть нам поглубже в...

18 08 2019 15:33:54

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.