Монофизитская ересь. Армянская церковь | > Вера и Веды
Вера и Веды    

Монофизитская ересь. Армянская церковь |


Монофизитская ересь. Армянская церковь

Православное вероучение исповедует во Христе две совершенные и различные природы, человеческую и Божественную. При этом мы верим в единое Лицо Христа Спасителя, в Своей Ипостаси или Личности соединившее две природы. Под природой или сущностью подразумевается единое обобщающее и видообразующее начало. Под ипостасью или лицом – конкретный индивид, обладающий присущими только ему особыми чертами. Учение о Богочеловечестве Христа догматизировано соборно и считается непреложным для всех православных христиан.

Принятию догмата предшествовали годы ожесточенной богословской полемики, несторианское заблуждение, монофизитская ересь и церковная смута, итогом которой стал раскол, отделивший от Православия часть Древневосточных церквей. Давайте более подробно рассмотрим эти события.

В начале V века умы восточных богословов волновал вопрос полноты Божественной и человеческой природ Христа. Появилось учение архиепископа Константинопольского, Нестория, утверждавшего, что Дева Мария родила не Бога, а обычного человека, в которого в момент рождения вселился Бог. По Несторию выходило, что единство личности Спасителя было лишь видимым, внешним, на самом же деле во Христе отдельно обитали две личности, человеческая и Божественная. Эти личности были разделены между собой, Божество обитало в человеке, как в сосуде или храме.

Следствием заблуждения Нестория явилось отрицание Богочеловечества Христа, умаление Его спасительного подвига, ведь раз Божественного и человеческого единства не существовало, значит человеческая природа не получала дара обожения и спасения. В 431 году, III Вселенский Собор осудил учение Константинопольского архиепископа, как ересь.

Главным оппонентом Нестория выступал свят. Кирилл Александрийский. Он сформулировал учение об ипостасном единстве человеческой и Божественной природ Христа, об их взаимном общении и взаимном проникновении. К сожалению, в его учении присутствовала недостаточная точность терминологии, он не делал разграничения между понятиями «природа» и «ипостась». К тому же, он ввел выражение «единая природа Бога-Слова, воплощенная», впоследствии перетолкованное фанатиками-еретиками в контексте исключительности Божественной природы Спасителя.

В среде фанатичных последователей учения свят. Кирилла Александрийского позднее и зародилась монофизитская ересь. Стремясь оградить православный мир от крайностей богословия Нестория, монофизиты впали в крайность ему противоположную. Если несториане считали Христа человеком, умаляя Его Божественное достоинство, монофизиты, наоборот, учили о Божественности Спасителя, в ущерб Его человечеству. Монофизиты называли Спасителя человеком, но они не рассматривали человеческое начало самостоятельным и полноценным.

Несмотря на то, что III Вселенский Собор осудил Нестория, на Соборе не удалось, в полной мере, раскрыть учение о Лице Христа. Через 20 лет, IV Вселенским Собором была обличена монофизитская ересь, но опять не было дано четкого определения в понимании единой Ипостаси Спасителя, есть ли это единая Ипостась Бога Сына или это Ипостась, появившаяся посредством соединения двух ипостасей, человеческой и Божественной. Недосказанность формулировок дала повод монофизитам ошибочно интерпретировать орос IV Собора в несторианском стиле и объявить его еретическим.

В V веке монофизитская ересь стремительно распространялась, чему способствовали неудачные попытки богословов того времени объединить идею о единой Ипостаси Христа с идеей о полноте двух природ Спасителя. Полнота природы подразумевала и отдельную личность, этой природе присущую. Поэтому признание двух полноценных природ Христа означало, по мнению монофизитов, признание и двух личностей Спасителя, что грозило уклонением в несторианство. С православной же точки зрения, монофизитское умаление человеческой природы Христа, было отрицанием Его единосущия роду человеческому и обесценивало спасительный подвиг Богочеловека, а это уже вело к евтихианству, крайнему течению монофизитской ереси.

Решением проблемы полноты двух природ Спасителя, стало введение в VI веке новых богословских терминов. Посредством трудов великих богословов своего времени Иоанна Грамматика Кесарийского, Леонтия Византийского, Леонтия Иерусалимского появились такие понятия, как «воипостасное», или «воипостасная сущность (природа)». С помощью этих терминов удалось сформулировать учение о возможности существования сложных ипостасей, состоящих из нескольких природ. Каждая из них вовсе не должна обладать собственной ипостасью, а может проявлять себя в составе единого сложного лица. К примеру, ипостась человека состоит из двух природ, духовной и телесной, каждая из которых в отдельности не может существовать самобытно. Так и в Христе, человеческая ипостась существовала не как самостоятельная личность, а как воипостасное. «Мы говорим, что человечество Спасителя не существовало в своей собственной ипостаси, но с самого начала существует в ипостаси Логоса, поскольку «Он, восприняв (плоть) в собственную Ипостась, наделил ее лицом» (свят. Леонтий Иерсалимский). Человеческая ипостась получила свое Я, стала личностью в Лице Христа, Он жил и действовал через Божественную и через единосущную нам человеческую природу.

Увы, но уврачевать церковный раскол, вызванный ересью, удалось не сразу. Десятилетия Восточную и Западную церкви раздирала смута. Еретиков поддерживали некоторые императоры. Предпринимались попытки примирить православных и монофизитов компромиссным путем и силой. К сожалению, к вероучительному разногласию, со временем, прибавились политические мотивы. Окраины Византийской империи стремились отделиться от нее и стать самостоятельными, как территориально, так и религиозно, монофизитская ересь использовалась в качестве предлога для отделения.

Стоит сказать, что монофизитство состояло из нескольких течений, представители которых отличались, как крайне радикальными взглядами (евтихианство), так и умеренными (северианство). Евтихиане исповедовали два естества во Христе до Воплощения и одно единое после него. Севериане же признавали во Христе одну ипостась, состоящую из двух сторон, человеческой, единосущной нам и Божественной. Человеческую сторону они располагали в положении, подчиненном к Божеству. Со временем монофизитское движение раскололось на множество сект, заблуждения которых принимали совсем нелепые формы. Так аффартодокеты считали Тело Христа нетленным, а агноиты утверждали, что Христос мог не знать некоторых вещей, как этого не знают обычные люди.

Большинство этих религиозных течений, запутавшись в тонкостях своего вероучения, распалось еще в VI веке. Но некоторые из умеренных монофизитских направлений существуют и сейчас. К ним относятся, не признавшие решений IV Вселенского (Халкидонского) Собора и сохранившие апостольское преемство некоторые Древневосточные церкви. Мы называем их Ориентальной семьей Древнеправославных церквей. Это Армяно-Григорианская Апостольская церковь, Коптская Православная церковь, Сиро-Яковитская церковь и др.

В заключении, хочется немного подробнее коснуться вероучения близкой нам по духу Армяно-Григорианской Апостольской церкви. Армянская церковь, хоть и не признает деяний IV Халкидонского Вселенского Собора, но, в то же время, она не считает себя монофизитской, осуждая крайнее проявление монофизитства – евтихианство.

Основным отличием вероучения Армянской церкви от Православного является исповедание армянами одной общей и единой Богочеловеческой природы Христа и одной воли, в то время, как Православные, исповедуют две природы Спасителя, «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» (Халкидонский орос) соединенные в Его Лице и две воли, Божественную и человеческую, не противоречащую Божеству, а находящуюся в гармонии с ним. Помимо вероучительных, между нами существуют и некоторые обрядовые расхождения. К примеру армяне крестятся слева направо, в то время как у нас принято осенять себя крестным знамением справа налево.

Несмотря на догматические заблуждения, будет неверно называть представителей Армянской церкви монофизитами. Монофизитство, это отрицание единосущия нам Христа по человечеству. Армянская церковь, так же, как и Православная, не сомневается в Богочеловечестве Христа, она признает Спасителя как истинным Богом, так и единосущным нам, полноценным человеком.

С V века мы не имеем евхаристического общения с Армянской церковью, то есть мы не можем причащаться с армянами из одной чаши. Армяне, желающие приступить к Православным Таинствам должны предварительно пройти специальный чин присоединения. Существует три вида чинопоследования присоединения, через Крещение, через Миропомазание и через Покаяние.

Присоединение армян осуществляется третьим чином, через Покаяние. Третий чин совершается над всеми представителями тех христианских течений, в среде которых было сохранено апостольское преемство рукоположения, но вероучение их в некоторой степени уклонилось от Православного. Таинства Крещения и Миропомазания таких церковных сообществ считаются действительными и в лоне Православной Церкви.

Хочется надеяться, что со временем догматические препятствия с нашими армянскими братьями во Христе удастся преодолеть и многовековой церковный раскол будет уврачеван.

Ирина Праслова



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Путь Кельтского Язычества - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Какие составляющие нужны, чтобы наполнить Путь истинно Кельтским духом? Мне кажется, что их несколько. Чем большее их количество присутствует в вашей жизни...

21 01 2021 18:42:14

СКОРПИОН: гороскоп на 2011 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Скорпион - гороскоп на 2011 год, полная информация о том, что ждет тебя в будущем году...

20 01 2021 17:36:25

Техники для развития визуализации - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Техники для развития Визуализации Техника " Башня" Это упражнение хорошо для начинающих, так как просто вынуждает и расслабиться, и сконцентрироваться однов...

19 01 2021 20:56:19

Стихия Металла – год Петуха 1981 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Секреты и тайны стихии Металла в характере людей, родившихся в 1981 год Петуха!...

18 01 2021 1:56:10

Стихия Огня – год Козы 1967 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Стихия Огня для людей, родившихся в год Козы! Вы не поверите!...

17 01 2021 10:32:23

Смирение Божьей Матери |

Смирение Божьей Матери. …после того как я привел эти свидетельства Писания о смирении некоторых святых, думаю, будет хорошо и весьма полезно дерзнуть нам...

16 01 2021 3:25:59

Свобода - что такое христианская свобода? |

Свобода - чаще всего о «свободе» говорят как о свободе в политическом смысле, свободе от тирании и угнетения со стороны других людей. Библия начинает расск...

15 01 2021 9:45:36

Что такое Лето Господне? |

Слова «лето Господне» взяты из Книги святого пророка Исайи, которую читал Иисус Христос в Назаретской синагоге. Свидетельство об этом – в Евангелии от апос...

14 01 2021 6:35:47

Сны - почему нельзя верить снам |

Сны, сновидения – призраки умственной деятельности, сопровождающие состояние частичного самозабвения (утраты самосознания) во время сна. Следуя св. Григорию...

13 01 2021 0:10:36

Гороскоп на 2019 год для Раков | Эзотерика

Рак склонен к душевному сопереживанию. Он старается помочь каждому, кто попал в беду, а потому год Свиньи станет для него настоящим подарком судьбы. В 2019 по...

12 01 2021 9:38:14

РЫБЫ: гороскоп на 2012 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Что же такого грандиозного ждет Рыб в 2012 году расскажут звезды. Любовь, карьера, здоровье - три сферы жизни, в которых Рыб ждут новые события....

11 01 2021 19:16:19

Эмпатия - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Не так давно мне в руки попала одна книга в жанре фентези, с не самым элементарным сюжетом и главное, с довольно сильным эмоциональным потенциалом, застави...

10 01 2021 12:16:51

Уныние - уныние от большого правила

Уныние - уныние от большого правила. Будьте свободны, зная, что правило для человека, а не человек для правила. Избери себе правило соответствующее сила...

09 01 2021 4:55:18

Зависть - проповедь Амвросия Оптинского |

Зависть (проповедь Амвросия Оптинского произнесенная в 1881 г.) Христос воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Поздравляю вас с светлым праздни...

08 01 2021 0:48:11

По ту сторону жизни и смерти. Клиническая смерть (видео) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Клиническую смерть ежегодно переживают миллионы людей во всем мире. Еще недавно большинство из них нельзя было спасти. Но благодаря прогрессу медицины реан...

06 01 2021 18:26:35

Что такое вера? |

...

05 01 2021 16:24:13

Гороскоп на 2018 год для Водолеев - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

В 2018 году перед Водолеем откроются перспективы карьерного роста, его финансовое положение значительно улучшится. Собака будет покровительствовать представителям зодиакального знака и убережет их от бед и напастей....

04 01 2021 16:41:39

Мужчина-Кролик (Кот): восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп для мужчины Кролика ( Кота) - привычки и особенности характера по восточному гороскопу...

02 01 2021 15:36:47

Икона "Не рыдай мене мати" |

Икона " Не рыдай мене, мати". Страстная тема в православной иконографии не имеет такого разнообразия, как в искусстве западноевропейском, тем не менее,...

01 01 2021 5:17:20

Гороскоп древнеегипетской цивилизации - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Какие боги Древнего Египта благоволят тебе - узнай свой Египетский гороскоп...

30 12 2020 20:25:46

Стихия Металла – год Лошади 1990 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Все о стихии металла в год Лошади! Спешите узнать!...

29 12 2020 13:32:45

Блаженны нищие духом или по каким заповедям мы живем |

Блаженны нищие духом — говорит нам Господь. Что это означает? Эта заповедь самая непонятная и самая загадочная из всех. Есть разные объяснения того, что...

28 12 2020 4:12:19

Гадание на воске - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гадание на воске - одно из наиболее распространенных рождественских гаданий, этим способом предсказывать будущее пользовались еще наши бабушки и прабабушки...

27 12 2020 15:23:32

Гороскоп на 2017 год Рак - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Что в будущем ждёт Раков: гороскоп на 2017 год для этого знака зодиака. Изменения в личной и семейной жизни, карьерные перспективы и финансовые ожидания, а также возможные проблемы со здоровьем....

26 12 2020 0:14:41

Календарь стрижек: ноябрь 2011 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Как лучше стричь волосы в ноябре подскажет календарь стрижки на ноябрь 2011. Лучше избежать опасных дней и воспользоваться благоприятными периодами для стрижки и окрашивания....

25 12 2020 14:34:24

Календарь стрижек: январь 2012 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Воспользуйтесь гороскопом стрижки волос в январе 2012 для того, чтобы правильно выбрать день стрижки и окрашивания волос, не навредив своему здоровью и благополучию....

24 12 2020 7:55:34

Обида - как научиться прощать? |

Что такое обида? Обида — это реакция человека на воспринимаемое как несправедливо причиненное огорчение или оскорбление. Но, «простите и прощены будете»...

23 12 2020 12:59:49

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.