Монофизитская ересь. Армянская церковь | > Вера и Веды
Вера и Веды    

Монофизитская ересь. Армянская церковь |


Монофизитская ересь. Армянская церковь

Православное вероучение исповедует во Христе две совершенные и различные природы, человеческую и Божественную. При этом мы верим в единое Лицо Христа Спасителя, в Своей Ипостаси или Личности соединившее две природы. Под природой или сущностью подразумевается единое обобщающее и видообразующее начало. Под ипостасью или лицом – конкретный индивид, обладающий присущими только ему особыми чертами. Учение о Богочеловечестве Христа догматизировано соборно и считается непреложным для всех православных христиан.

Принятию догмата предшествовали годы ожесточенной богословской полемики, несторианское заблуждение, монофизитская ересь и церковная смута, итогом которой стал раскол, отделивший от Православия часть Древневосточных церквей. Давайте более подробно рассмотрим эти события.

В начале V века умы восточных богословов волновал вопрос полноты Божественной и человеческой природ Христа. Появилось учение архиепископа Константинопольского, Нестория, утверждавшего, что Дева Мария родила не Бога, а обычного человека, в которого в момент рождения вселился Бог. По Несторию выходило, что единство личности Спасителя было лишь видимым, внешним, на самом же деле во Христе отдельно обитали две личности, человеческая и Божественная. Эти личности были разделены между собой, Божество обитало в человеке, как в сосуде или храме.

Следствием заблуждения Нестория явилось отрицание Богочеловечества Христа, умаление Его спасительного подвига, ведь раз Божественного и человеческого единства не существовало, значит человеческая природа не получала дара обожения и спасения. В 431 году, III Вселенский Собор осудил учение Константинопольского архиепископа, как ересь.

Главным оппонентом Нестория выступал свят. Кирилл Александрийский. Он сформулировал учение об ипостасном единстве человеческой и Божественной природ Христа, об их взаимном общении и взаимном проникновении. К сожалению, в его учении присутствовала недостаточная точность терминологии, он не делал разграничения между понятиями «природа» и «ипостась». К тому же, он ввел выражение «единая природа Бога-Слова, воплощенная», впоследствии перетолкованное фанатиками-еретиками в контексте исключительности Божественной природы Спасителя.

В среде фанатичных последователей учения свят. Кирилла Александрийского позднее и зародилась монофизитская ересь. Стремясь оградить православный мир от крайностей богословия Нестория, монофизиты впали в крайность ему противоположную. Если несториане считали Христа человеком, умаляя Его Божественное достоинство, монофизиты, наоборот, учили о Божественности Спасителя, в ущерб Его человечеству. Монофизиты называли Спасителя человеком, но они не рассматривали человеческое начало самостоятельным и полноценным.

Несмотря на то, что III Вселенский Собор осудил Нестория, на Соборе не удалось, в полной мере, раскрыть учение о Лице Христа. Через 20 лет, IV Вселенским Собором была обличена монофизитская ересь, но опять не было дано четкого определения в понимании единой Ипостаси Спасителя, есть ли это единая Ипостась Бога Сына или это Ипостась, появившаяся посредством соединения двух ипостасей, человеческой и Божественной. Недосказанность формулировок дала повод монофизитам ошибочно интерпретировать орос IV Собора в несторианском стиле и объявить его еретическим.

В V веке монофизитская ересь стремительно распространялась, чему способствовали неудачные попытки богословов того времени объединить идею о единой Ипостаси Христа с идеей о полноте двух природ Спасителя. Полнота природы подразумевала и отдельную личность, этой природе присущую. Поэтому признание двух полноценных природ Христа означало, по мнению монофизитов, признание и двух личностей Спасителя, что грозило уклонением в несторианство. С православной же точки зрения, монофизитское умаление человеческой природы Христа, было отрицанием Его единосущия роду человеческому и обесценивало спасительный подвиг Богочеловека, а это уже вело к евтихианству, крайнему течению монофизитской ереси.

Решением проблемы полноты двух природ Спасителя, стало введение в VI веке новых богословских терминов. Посредством трудов великих богословов своего времени Иоанна Грамматика Кесарийского, Леонтия Византийского, Леонтия Иерусалимского появились такие понятия, как «воипостасное», или «воипостасная сущность (природа)». С помощью этих терминов удалось сформулировать учение о возможности существования сложных ипостасей, состоящих из нескольких природ. Каждая из них вовсе не должна обладать собственной ипостасью, а может проявлять себя в составе единого сложного лица. К примеру, ипостась человека состоит из двух природ, духовной и телесной, каждая из которых в отдельности не может существовать самобытно. Так и в Христе, человеческая ипостась существовала не как самостоятельная личность, а как воипостасное. «Мы говорим, что человечество Спасителя не существовало в своей собственной ипостаси, но с самого начала существует в ипостаси Логоса, поскольку «Он, восприняв (плоть) в собственную Ипостась, наделил ее лицом» (свят. Леонтий Иерсалимский). Человеческая ипостась получила свое Я, стала личностью в Лице Христа, Он жил и действовал через Божественную и через единосущную нам человеческую природу.

Увы, но уврачевать церковный раскол, вызванный ересью, удалось не сразу. Десятилетия Восточную и Западную церкви раздирала смута. Еретиков поддерживали некоторые императоры. Предпринимались попытки примирить православных и монофизитов компромиссным путем и силой. К сожалению, к вероучительному разногласию, со временем, прибавились политические мотивы. Окраины Византийской империи стремились отделиться от нее и стать самостоятельными, как территориально, так и религиозно, монофизитская ересь использовалась в качестве предлога для отделения.

Стоит сказать, что монофизитство состояло из нескольких течений, представители которых отличались, как крайне радикальными взглядами (евтихианство), так и умеренными (северианство). Евтихиане исповедовали два естества во Христе до Воплощения и одно единое после него. Севериане же признавали во Христе одну ипостась, состоящую из двух сторон, человеческой, единосущной нам и Божественной. Человеческую сторону они располагали в положении, подчиненном к Божеству. Со временем монофизитское движение раскололось на множество сект, заблуждения которых принимали совсем нелепые формы. Так аффартодокеты считали Тело Христа нетленным, а агноиты утверждали, что Христос мог не знать некоторых вещей, как этого не знают обычные люди.

Большинство этих религиозных течений, запутавшись в тонкостях своего вероучения, распалось еще в VI веке. Но некоторые из умеренных монофизитских направлений существуют и сейчас. К ним относятся, не признавшие решений IV Вселенского (Халкидонского) Собора и сохранившие апостольское преемство некоторые Древневосточные церкви. Мы называем их Ориентальной семьей Древнеправославных церквей. Это Армяно-Григорианская Апостольская церковь, Коптская Православная церковь, Сиро-Яковитская церковь и др.

В заключении, хочется немного подробнее коснуться вероучения близкой нам по духу Армяно-Григорианской Апостольской церкви. Армянская церковь, хоть и не признает деяний IV Халкидонского Вселенского Собора, но, в то же время, она не считает себя монофизитской, осуждая крайнее проявление монофизитства – евтихианство.

Основным отличием вероучения Армянской церкви от Православного является исповедание армянами одной общей и единой Богочеловеческой природы Христа и одной воли, в то время, как Православные, исповедуют две природы Спасителя, «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» (Халкидонский орос) соединенные в Его Лице и две воли, Божественную и человеческую, не противоречащую Божеству, а находящуюся в гармонии с ним. Помимо вероучительных, между нами существуют и некоторые обрядовые расхождения. К примеру армяне крестятся слева направо, в то время как у нас принято осенять себя крестным знамением справа налево.

Несмотря на догматические заблуждения, будет неверно называть представителей Армянской церкви монофизитами. Монофизитство, это отрицание единосущия нам Христа по человечеству. Армянская церковь, так же, как и Православная, не сомневается в Богочеловечестве Христа, она признает Спасителя как истинным Богом, так и единосущным нам, полноценным человеком.

С V века мы не имеем евхаристического общения с Армянской церковью, то есть мы не можем причащаться с армянами из одной чаши. Армяне, желающие приступить к Православным Таинствам должны предварительно пройти специальный чин присоединения. Существует три вида чинопоследования присоединения, через Крещение, через Миропомазание и через Покаяние.

Присоединение армян осуществляется третьим чином, через Покаяние. Третий чин совершается над всеми представителями тех христианских течений, в среде которых было сохранено апостольское преемство рукоположения, но вероучение их в некоторой степени уклонилось от Православного. Таинства Крещения и Миропомазания таких церковных сообществ считаются действительными и в лоне Православной Церкви.

Хочется надеяться, что со временем догматические препятствия с нашими армянскими братьями во Христе удастся преодолеть и многовековой церковный раскол будет уврачеван.

Ирина Праслова



Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте или Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Гороскоп древнеегипетской цивилизации - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Какие боги Древнего Египта благоволят тебе - узнай свой Египетский гороскоп...

16 07 2019 14:51:54

За что Господь посылает болезни? |

За что Господь посылает болезни? Болезни является результатом разрушительного действия греха на человеческую природу, как духовную, так и телесную. Здоровье...

15 07 2019 0:56:16

ОВЕН: гороскоп на 2012 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп 2012 для Овна - все что нужно знать о переменах в личной жизни, карьере, финансах в год Черного Дракона....

14 07 2019 10:41:59

Развитие Визуализации - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Визуализация - процесс создания мыслительных образов, которые мы будем определять как репрезентацию в уме несуществующего объекта, явления или события (это...

12 07 2019 19:46:18

КОЗЕРОГ: гороскоп на 2012 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп на 2012 год для Козерогов - карьера, работа, личное дело, семья, здоровье. Что приготовил Дракон для Козерога, узнайте в нашей статье...

11 07 2019 11:17:36

Техники для развития визуализации - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Техники для развития Визуализации Техника " Башня" Это упражнение хорошо для начинающих, так как просто вынуждает и расслабиться, и сконцентрироваться однов...

10 07 2019 23:42:53

Сделать Ловец Снов - амулет своими руками - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Статья о том, как сплести ловца снов самому Думаю, в наше время трудно встретить того, кто бы не знал о Ловцах Снов хоть самую скудную информацию. Не малую...

09 07 2019 21:14:30

Год Крысы (Мыши) гороскоп – любовь совместимость - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Любовная совместимость людей, рожденных в год крысы, по восточному календарю...

08 07 2019 10:22:23

Диаконисса - кто это? |

Диаконисса — особая категория женщин в древней церкви I—VIII веков, принявших посвящение и несших определённое служение в церкви. Традиционно-ортодоксальные...

06 07 2019 5:48:49

Агния (Анна) Римская, мученица |

Агния ( Анна) Римская, мученица...

05 07 2019 2:50:46

Год Обезьяны гороскоп – любовь совместимость - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Любовная совместимость людей, родившихся в год Обезьяны! Спеши найти свою половинку!...

04 07 2019 6:23:28

Женщина-Крыса: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Характер совместимость женщины-крысы по восточному календарю...

03 07 2019 5:24:20

Ночные звуки соловья - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Ночные звуки соловья. Релаксация под звуки природы....

02 07 2019 16:15:57

Трансерфинг реальности - основные тезисы + видео - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Книги Вадима Зеланда " Трансерфинг Реальности" пользуются все большей популярностью среди людей, которые ищут новые, лучшие пути взаимодействия человека со...

01 07 2019 20:39:14

Сексуальные традиции на Руси - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Голливудские правила секса, интимная раскрепощенность Западной Европы, да экзотическая камасутра — те немногие образчики интимной жизни, с оглядкой на кото...

29 06 2019 6:33:51

Женщина-Лошадь: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Интересный восточный гороскоп для женщин в год Лошади!...

28 06 2019 16:54:14

Год Козы гороскоп – карьера - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Все про карьеру для людей, родившихся в год Козы!...

26 06 2019 21:53:11

Гороскоп 2019: рекомендации для всех - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Согласно Гороскопу 2019 года миролюбивая и доброжелательная Свинья займет свой почетный трон 5 февраля. Этот день будет наиболее благоприятным, чтобы подве...

25 06 2019 16:59:52

Сергей Аверинцев - Перевод Евангелий, книги Иова, Псалтири (СКАЧАТЬ) |

Сергей Аверинцев - Переводы. В настоящий том собрания сочинений С. С. Аверинцева включены все выполненные им переводы из Священного Писания с комментариями...

24 06 2019 10:21:15

Как на Руси отличали девицу от замужней? |

Понять, замужем девушка или нет можно по кольцу или через страницу в социальной сети. Раньше же отличительных признаков было намного больше. На самом деле отличить девицу от замужней раньше было куда проще....

23 06 2019 18:33:29

Стихия Огня – год Кролика (Кота) 1987 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Люди рожденные в 1987 году находятся под покровительством стихии Огня и тотемного животного Кролика ( Кота). Узнайте, какими качествами характера они обладают....

22 06 2019 0:17:35

Гороскоп на 2018 год для Львов - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

2018 год будет счастливым для Львов только при одном условии — им никого нельзя обижать, даже ненароком. Безусловно, соблюсти его очень сложно, ведь порой одного слова достаточно для того, чтобы человек надолго затаил обиду. Поэтому Львам нужно быть очень внимательными к чувствам людей, которые их окружают....

21 06 2019 22:11:14

Стихия Земли – год Лошади 1978 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Раскрываем секреты для людей, рожденных в 1978 году - стихии Земли в год Лошади! Успейте узнать!...

18 06 2019 14:27:11

Обида в душе |

...

17 06 2019 16:24:43

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.