Можно ли быть христианином без знания догматов? | > Вера и Веды
Вера и Веды    

Можно ли быть христианином без знания догматов? |


Можно ли быть христианином без знания догматов?

В настоящее время нередко приходится слышать, что хотя изучение догматов и ведёт к повышению богословской эрудиции, однако принципиального значения для спасения не имеет. Мол, для христианина главное — быть хорошим человеком, а для этого необходимо прежде всего исполнять нравственные нормы. В качестве аргумента приводят слова Иисуса Христа: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17).

Но такая оценка ошибочна. «Нет ничего более ценного, чем познание, — пишет преподобный Иоанн Дамаскин, — ибо познание есть свет разумный души. Наоборот, незнание есть тьма. Ибо как лишение света есть тьма, так и отсутствие познания есть помрачение разума. Неразумным существам свойственно незнание, разумным — познание. Поэтому, кто, будучи от природы способен к познанию и ведению, не имеет его, тот, хотя он от природы и разумен, тем не менее по нерадивости и слабости души бывает хуже неразумных. Под познанием же я подразумеваю истинное познание сущего».

Желающему исполнять Божьи заповеди нельзя отмежевываться от изучения догматики. Все церковные догматы содержат аксиологический аспект. Постигая истины веры, христианин не воспринимает их аморфно: у него возникает творческая реакция, побуждение делать добро. Догматы должны быть влиты в христианскую жизнь. Ведь они — не голые бесполезные формулы, а «глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68), которые, по заповеди Спасителя, необходимо изучать: «…научитесь от Меня» (Мф. 11:29); «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

Уверенность в возможности исцеления от скверны греха исключительно на основе знания, что следует, а что не следует делать, связано с непониманием смысла провозвестия Христа. Очень часто такие суждения сопровождаются кичливым упрямством и надменною мыслью: «уж я-то без догматики спасусь!». Конечно, достичь некоторого уровня цивилизованности, гражданской порядочности, доброжелательности, гуманности можно и без догматических формул. При известных обстоятельствах это по силам и язычникам, и даже лишённым чувства зависимости от Бога атеистам. Однако для тех людей, чьи нравственные эталоны не ограничиваются стереотипами и шаблонами общественной морали, для тех, кто стремится к совершенной добродетели, подлинной нравственной свободе, смиренной любви, миру и покою в душе, знание догматов необходимо. И вот почему.

Человек создан не для того, чтобы жить в удалении от Бога. Господь Саваоф сотворил его по Своему образу и подобию, вдунул в него дыхание жизни. Это значит, что в идеале близость между человеком и Богом должна быть такой, какова близость между отображением и Первообразом, между дыханием и Дышащим. Человек призван стать причастником высших нетленных даров и сил будущего века, но единение человека и Бога, богоуподобление и обожение осуществимо лишь в рамках Завета, утвержденного через Иисуса Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Приобщение к этому Завету происходит по вере, через самоотвержение и послушание: «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20); «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Православная вера — это не вера в морально-нравственный долг, а союз между Богом и человеком. Но она — и Божественный дар, и глубинный феномен человеческой жизни. Её нельзя ассоциировать с чем-то внешним, случайным. «Веровать» ради моды, престижа или чтобы не выпасть из коллектива, — извращать Благовестие. Грешник призван принять веру осознанно и свободно, с тем, чтобы она стала предметом его внутреннего убеждения, сердечной отрадой, жизненным стержнем. Человек говорит своему ближнему «я в тебя верю», когда в нём уверен. Почему? Потому что знает его как личность, на которую можно положиться. С другой стороны, когда кто-нибудь говорит о собрате: «ничего не хочу о нём слышать, знать его не желаю», это значит, что он — против общения с ним.

Будучи реалией индивидуального и массового сознания, вера в Бога тоже содержит в себе гносеологический и психологический аспекты: надежду, доверие, желание общаться и следовать Его святой воле. А сие невозможно без знания догматических уложений о том, что Бог благ, добр, человеколюбив, милосерден, праведен, мудр, всемогущ, радуется обращению грешника и готов отозваться на его обращение ниспосланием благословения.

Так, по наблюдению Иова, не ведающие Владыку беззаконники, «говорят Богу: “отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?”» (Иов. 21:14-15). А по свидетельству апостола Павла, отсутствие у иудеев надлежащего понимания Божеской праведности способствовало их отторжению от Христа: «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:1-4). И действительно, «как призывать Того, в Кого не уверовали?» (Рим. 10:14).

«Дай же мне, Господи, узнать и постичь, — обращается к Богу блаженный Августин, — начать ли с того, чтобы воззвать к Тебе или с того, чтобы славословить Тебя; надо ли сначала познать Тебя или воззвать к Тебе. Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то другому может незнающий».

Для не сведущих в учении о предназначении человека, будущем воскресении мертвых, воздаянии праведникам и грешникам непонятен смысл человеческой жизни. Так, одни видят главной задачей продолжение рода, рождение и воспитание детей; другие — служение обществу; третьи стремятся оставить после себя исторический след; четвёртые думают, что они родились для того, чтобы жить в благополучии, есть и пить в соответствии с принципом: «жизнь коротка! торопись, бери от жизни всё!». И только христианство безукоризненно освещает этот вопрос: для того чтобы земная жизнь человека соответствовала высшему смыслу, необходимо приобщить её к жизни Христа. Следовательно, полноценная здравая вера подразумевает не абстрактное «верую», а конкретное, стройное, содержательное миросозерцание и мировоззрение.

По словам апостола Петра, «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2:21). Следовать по стопам Христовым — значит, сораспявшись Спасителю и наложив на себя узы жертвенного служения, подражать Ему как своему Главе и Учителю. А это исполнимо лишь при условии знания предмета, мотивов и целей подражания: при наличии твёрдого представления о Всесвятой Троице, Воплощении, Крестных страданиях, смерти, Воскресении и Вознесении Сына Божия, об основанной и возглавляемой Им Кафолической Церкви, о Страшном Суде. «Снижение требований к условию единения до одного лишь признания Иисуса Христа нашим Господом, — сообщается в “Резолюции совещания предстоятелей и представителей автокефальных Православных Церквей по вопросу »Экуменическое движение и Православная Церковь»” (1948 г.), — умаляет христианское вероучение до той лишь веры, которая по слову Апостола, доступна и бесам (Иак. 2:19Мф. 8:29Мк. 5:7)».

«…Веру, — пишет святитель Ириней Лионский, — доставляет истина, ибо вера созидается на том, что истинно существует, дабы мы веровали в сущее, как оно есть; веруя же в сущее, как оно всегда есть, мы твёрдо сохраняем свою уверенность в нём. А так как вера — постоянная хранительница нашего спасения, то необходимо и достойно прилагать к ней много попечения, чтобы достигнуть истинного уразумения сущего».

Опыт всемирной истории подсказывает: поведение отдельного человека и нравственный уровень целых сообществ имеет теснейшую связь с религиозными верованиями. Как известно, культы грубых племён не имели ввиду нравственное совершенство идолопоклонников, да и боги из греческих мифов, со свойственными им страстями и пороками, отнюдь не являли собой идеал добродетели, не могли расшевелить в почитателях покаянное чувство греховной нечистоты. Поэтому политеизм не имел такого возвышающего влияния на моральную сторону жизни людей, какое имеет Православие. Однако незнание многими современными верующими догматических истин служит им сетью и нередко приводит к извращенному представлению о Домостроителе — к созданию мысленного, воображаемого идола; а это — не что иное, как прямое нарушение заповеди о не-сотворении кумира (Исх. 20:3-4). Так, одни неоправданно принижают роль Божьего Правосудия пред ролью Его Милосердия и считают: что бы они ни совершали, в День Страшного Суда Господь непременно избавит их от бесконечных адовых мук. Другие видят в Небесном Владыке скорее Судью, чем Любовь, размывают надежду на милость и доводят себя до отчаяния.

Бог есть Истина, и идти к Нему нужно не по окольному, ложному пути, а по освещенному истиной. Всякий христианин, стремящийся к вышним Небесным обителям, должен прилагать все усилия к основательному усвоению догматов. Только осознанная и сердечно признанная вера может служить точкой опоры для богоугодного, душеспасительного, жизнерадостного творчества.

Отрицать связь между христианско-нравственной жизнью и знанием догматов — обеднять Православную веру до уровня гуманитарной доктрины. Для осуществления святой Божьей воли необходимо соблюдение как нравственных, так и догматических определений. «…Мы должны неповрежденно соблюдать правило веры и исполнять , — учит святой Ириней, — веруя в Бога и боясь Его, так как Он — Господь, и любя Его, так как Он — Отец». Без добросовестного исповедания догматов немыслимо самоотверженное исполнение заповедей, а без исполнения заповедей невозможно приобщение к Истине. Любовь к Господу и единение с Ним взращивается не иначе, как через заповеданные дела. С другой стороны, теоретическое изучение веры посредством формального мышления является лишь одним из аспектов богопознания. По большому же счёту, Истина постигается в опыте добродетельной, молитвенной жизни во имя Отца и Сына и Святого Духа по Христу, со Христом, во Христе.

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия СПб ПИРиЦИ



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Алчущие и жаждущие правды - кто они и почему блаженны? |

Алчущие и жаждущие правды - кто они и почему блаженны? Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся - говорит Христос в Евангелие. Кто же эти......

20 01 2021 1:41:42

Смертный грех - чем отличается от обычного? |

Смертный грех – грех, ведущий к погибели души, искажающий замысл Божий о человеке. Иисус Христос указывал «смертным» (непростительным) грехом «хулу на Духа...

19 01 2021 16:21:44

Тета, альфа, дельта волны мозга - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

С лёгкой руки индийских трактатов по йоге и медитации большое число авторов говорит о волнах, протекающих сквозь ум. Эти волны проявляются в виде потока об...

18 01 2021 16:43:29

Женщина в Церкви |

Женщина более восприимчивы к вере. Женщиной был составлен первый благодарственный гимн Богу. Женщины первые благовествовали о Воскресении...

17 01 2021 22:31:10

Косичка рыбий хвост (обучающее видео) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

В этом году необычную популярность обрели косички под странным названием « Рыбий хвост». С первого взгляда техника кажется сложной. Попробовав, вы поймете,...

16 01 2021 11:56:59

Оккультизм - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Впервые термин « Оккультизм» был употреблен в XVI веке Агриппой Неттесгеймским. Звучал термин так: "philosophia occulta", что переводится как философия непо...

15 01 2021 15:37:25

Смирение - смирять или смиряться? |

Конечно, мы очень любим смирять! Одна из самых легко усваиваемых «наук» – наука смирять других. Когда мы находимся на месте начальствующего, нам каж......

14 01 2021 7:38:17

Календарь стрижек: июнь 2011 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Июнь 2011 - гороскоп стрижки волос, лунный ритм во благо здоровья и красоты....

13 01 2021 21:34:36

Старец Иустин (Пырву) - советы старца |

Советы старца Иустина ( Пырву). Бегство от себя. Человек бежит от себя из страха: он боится суда совести за всё произошедшее в нашем мире, мире в целом, в м...

12 01 2021 21:58:51

Стихия Металла – год Крысы 1960 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Металлическая крыса - по восточному гороскопу характеристика и описание...

11 01 2021 18:18:28

Прозорливость - что чувствует человек с этим даром? |

Прозорливость – даруемая Божественной благодатью Святого Духа способность видения (прозрения) внутреннего устроения иных человеческих душ и грядущих событ...

10 01 2021 23:10:51

Стихия Дерева – год Дракона 1964 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп для людей рожденный в 1964 году - в год Дракона под покровительством стихии Дерева....

09 01 2021 18:57:26

Календарь стрижек: ноябрь 2010 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Представляем вашему вниманию календарь стрижки волос на ноябрь 2010. Помните, что даже если вы не сможете спланировать стрижку и подстрижетесь в самый небл...

08 01 2021 12:33:32

Стихия Огня – год Кролика (Кота) 1987 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Люди рожденные в 1987 году находятся под покровительством стихии Огня и тотемного животного Кролика ( Кота). Узнайте, какими качествами характера они обладают....

07 01 2021 23:48:55

Фомино воскресение или что такое Антипасха |

Что такое антипасха? Как переводится слово Антипасха? Почему Антипасха и Фомино воскресение празднуются в один день? История Фомина Воскресения....

06 01 2021 5:16:37

Знаменное пение - в чем особенность? |

Знаменное пение (крюковое пение) – тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также...

03 01 2021 23:18:52

Год Кабана (Свиньи) гороскоп – особенности характера - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

описание характера людей, рожденных в год Свиньи ( Кабана) по восточному календарю...

02 01 2021 7:52:53

Исповедь - насколько часто следует исповедоваться? |

Исповедь. У нас, к сожалению, действительно в голове очень много всего перемешано, и нам кажется, что, если человек не может не грешить, он должен исповедо...

01 01 2021 23:19:18

Стихия Дерева – год Кабана Свиньи 1995 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Люди рожденные под стихией Дерева в год кабана 1995 гороскоп - основные характеристики темперамента....

31 12 2020 7:27:48

Обида - как научиться прощать? |

Что такое обида? Обида — это реакция человека на воспринимаемое как несправедливо причиненное огорчение или оскорбление. Но, «простите и прощены будете»...

30 12 2020 16:20:34

Культ Великой Богини-матери - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

" Божество оргий и мать богов" В 1851 году внимание просвещенного мира привлек один немец, опубликовавший под эгидой Берлинской академии книгу, называвшуюся...

29 12 2020 7:58:10

Женщина-Кабан: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Женщина кабан характеристика по восточному календарю...

24 12 2020 18:30:54

Стихия Земли – год Крысы 1948, 2008 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Особенности характера людей, родившихся в год Земляной Крысы по восточному календарю...

23 12 2020 3:21:37

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.