Можно ли быть христианином без знания догматов? | > Вера и Веды
Вера и Веды    

Можно ли быть христианином без знания догматов? |


Можно ли быть христианином без знания догматов?

В настоящее время нередко приходится слышать, что хотя изучение догматов и ведёт к повышению богословской эрудиции, однако принципиального значения для спасения не имеет. Мол, для христианина главное — быть хорошим человеком, а для этого необходимо прежде всего исполнять нравственные нормы. В качестве аргумента приводят слова Иисуса Христа: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17).

Но такая оценка ошибочна. «Нет ничего более ценного, чем познание, — пишет преподобный Иоанн Дамаскин, — ибо познание есть свет разумный души. Наоборот, незнание есть тьма. Ибо как лишение света есть тьма, так и отсутствие познания есть помрачение разума. Неразумным существам свойственно незнание, разумным — познание. Поэтому, кто, будучи от природы способен к познанию и ведению, не имеет его, тот, хотя он от природы и разумен, тем не менее по нерадивости и слабости души бывает хуже неразумных. Под познанием же я подразумеваю истинное познание сущего».

Желающему исполнять Божьи заповеди нельзя отмежевываться от изучения догматики. Все церковные догматы содержат аксиологический аспект. Постигая истины веры, христианин не воспринимает их аморфно: у него возникает творческая реакция, побуждение делать добро. Догматы должны быть влиты в христианскую жизнь. Ведь они — не голые бесполезные формулы, а «глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68), которые, по заповеди Спасителя, необходимо изучать: «…научитесь от Меня» (Мф. 11:29); «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

Уверенность в возможности исцеления от скверны греха исключительно на основе знания, что следует, а что не следует делать, связано с непониманием смысла провозвестия Христа. Очень часто такие суждения сопровождаются кичливым упрямством и надменною мыслью: «уж я-то без догматики спасусь!». Конечно, достичь некоторого уровня цивилизованности, гражданской порядочности, доброжелательности, гуманности можно и без догматических формул. При известных обстоятельствах это по силам и язычникам, и даже лишённым чувства зависимости от Бога атеистам. Однако для тех людей, чьи нравственные эталоны не ограничиваются стереотипами и шаблонами общественной морали, для тех, кто стремится к совершенной добродетели, подлинной нравственной свободе, смиренной любви, миру и покою в душе, знание догматов необходимо. И вот почему.

Человек создан не для того, чтобы жить в удалении от Бога. Господь Саваоф сотворил его по Своему образу и подобию, вдунул в него дыхание жизни. Это значит, что в идеале близость между человеком и Богом должна быть такой, какова близость между отображением и Первообразом, между дыханием и Дышащим. Человек призван стать причастником высших нетленных даров и сил будущего века, но единение человека и Бога, богоуподобление и обожение осуществимо лишь в рамках Завета, утвержденного через Иисуса Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Приобщение к этому Завету происходит по вере, через самоотвержение и послушание: «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20); «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Православная вера — это не вера в морально-нравственный долг, а союз между Богом и человеком. Но она — и Божественный дар, и глубинный феномен человеческой жизни. Её нельзя ассоциировать с чем-то внешним, случайным. «Веровать» ради моды, престижа или чтобы не выпасть из коллектива, — извращать Благовестие. Грешник призван принять веру осознанно и свободно, с тем, чтобы она стала предметом его внутреннего убеждения, сердечной отрадой, жизненным стержнем. Человек говорит своему ближнему «я в тебя верю», когда в нём уверен. Почему? Потому что знает его как личность, на которую можно положиться. С другой стороны, когда кто-нибудь говорит о собрате: «ничего не хочу о нём слышать, знать его не желаю», это значит, что он — против общения с ним.

Будучи реалией индивидуального и массового сознания, вера в Бога тоже содержит в себе гносеологический и психологический аспекты: надежду, доверие, желание общаться и следовать Его святой воле. А сие невозможно без знания догматических уложений о том, что Бог благ, добр, человеколюбив, милосерден, праведен, мудр, всемогущ, радуется обращению грешника и готов отозваться на его обращение ниспосланием благословения.

Так, по наблюдению Иова, не ведающие Владыку беззаконники, «говорят Богу: “отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?”» (Иов. 21:14-15). А по свидетельству апостола Павла, отсутствие у иудеев надлежащего понимания Божеской праведности способствовало их отторжению от Христа: «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:1-4). И действительно, «как призывать Того, в Кого не уверовали?» (Рим. 10:14).

«Дай же мне, Господи, узнать и постичь, — обращается к Богу блаженный Августин, — начать ли с того, чтобы воззвать к Тебе или с того, чтобы славословить Тебя; надо ли сначала познать Тебя или воззвать к Тебе. Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то другому может незнающий».

Для не сведущих в учении о предназначении человека, будущем воскресении мертвых, воздаянии праведникам и грешникам непонятен смысл человеческой жизни. Так, одни видят главной задачей продолжение рода, рождение и воспитание детей; другие — служение обществу; третьи стремятся оставить после себя исторический след; четвёртые думают, что они родились для того, чтобы жить в благополучии, есть и пить в соответствии с принципом: «жизнь коротка! торопись, бери от жизни всё!». И только христианство безукоризненно освещает этот вопрос: для того чтобы земная жизнь человека соответствовала высшему смыслу, необходимо приобщить её к жизни Христа. Следовательно, полноценная здравая вера подразумевает не абстрактное «верую», а конкретное, стройное, содержательное миросозерцание и мировоззрение.

По словам апостола Петра, «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2:21). Следовать по стопам Христовым — значит, сораспявшись Спасителю и наложив на себя узы жертвенного служения, подражать Ему как своему Главе и Учителю. А это исполнимо лишь при условии знания предмета, мотивов и целей подражания: при наличии твёрдого представления о Всесвятой Троице, Воплощении, Крестных страданиях, смерти, Воскресении и Вознесении Сына Божия, об основанной и возглавляемой Им Кафолической Церкви, о Страшном Суде. «Снижение требований к условию единения до одного лишь признания Иисуса Христа нашим Господом, — сообщается в “Резолюции совещания предстоятелей и представителей автокефальных Православных Церквей по вопросу »Экуменическое движение и Православная Церковь»” (1948 г.), — умаляет христианское вероучение до той лишь веры, которая по слову Апостола, доступна и бесам (Иак. 2:19Мф. 8:29Мк. 5:7)».

«…Веру, — пишет святитель Ириней Лионский, — доставляет истина, ибо вера созидается на том, что истинно существует, дабы мы веровали в сущее, как оно есть; веруя же в сущее, как оно всегда есть, мы твёрдо сохраняем свою уверенность в нём. А так как вера — постоянная хранительница нашего спасения, то необходимо и достойно прилагать к ней много попечения, чтобы достигнуть истинного уразумения сущего».

Опыт всемирной истории подсказывает: поведение отдельного человека и нравственный уровень целых сообществ имеет теснейшую связь с религиозными верованиями. Как известно, культы грубых племён не имели ввиду нравственное совершенство идолопоклонников, да и боги из греческих мифов, со свойственными им страстями и пороками, отнюдь не являли собой идеал добродетели, не могли расшевелить в почитателях покаянное чувство греховной нечистоты. Поэтому политеизм не имел такого возвышающего влияния на моральную сторону жизни людей, какое имеет Православие. Однако незнание многими современными верующими догматических истин служит им сетью и нередко приводит к извращенному представлению о Домостроителе — к созданию мысленного, воображаемого идола; а это — не что иное, как прямое нарушение заповеди о не-сотворении кумира (Исх. 20:3-4). Так, одни неоправданно принижают роль Божьего Правосудия пред ролью Его Милосердия и считают: что бы они ни совершали, в День Страшного Суда Господь непременно избавит их от бесконечных адовых мук. Другие видят в Небесном Владыке скорее Судью, чем Любовь, размывают надежду на милость и доводят себя до отчаяния.

Бог есть Истина, и идти к Нему нужно не по окольному, ложному пути, а по освещенному истиной. Всякий христианин, стремящийся к вышним Небесным обителям, должен прилагать все усилия к основательному усвоению догматов. Только осознанная и сердечно признанная вера может служить точкой опоры для богоугодного, душеспасительного, жизнерадостного творчества.

Отрицать связь между христианско-нравственной жизнью и знанием догматов — обеднять Православную веру до уровня гуманитарной доктрины. Для осуществления святой Божьей воли необходимо соблюдение как нравственных, так и догматических определений. «…Мы должны неповрежденно соблюдать правило веры и исполнять , — учит святой Ириней, — веруя в Бога и боясь Его, так как Он — Господь, и любя Его, так как Он — Отец». Без добросовестного исповедания догматов немыслимо самоотверженное исполнение заповедей, а без исполнения заповедей невозможно приобщение к Истине. Любовь к Господу и единение с Ним взращивается не иначе, как через заповеданные дела. С другой стороны, теоретическое изучение веры посредством формального мышления является лишь одним из аспектов богопознания. По большому же счёту, Истина постигается в опыте добродетельной, молитвенной жизни во имя Отца и Сына и Святого Духа по Христу, со Христом, во Христе.

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия СПб ПИРиЦИ



Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте или Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Краткая история возникновения. - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Нейро-лингвистическое программирование ( Н Л П). Краткая история возникновения. Нейро-лингвистическое программирование ( Н Л П) – это молодое направление, объеди...

14 06 2019 1:23:32

Стихия Огня – год Кролика (Кота) 1987 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Люди рожденные в 1987 году находятся под покровительством стихии Огня и тотемного животного Кролика ( Кота). Узнайте, какими качествами характера они обладают....

13 06 2019 9:51:46

Стихия Дерева – год Козы 1955, 2015 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Покровительствующая стихия Дерева в год Козы! Самое интересное у нас!...

10 06 2019 10:33:46

Образ Божий в человеке - что это значит? |

Образ Божий – духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как бессмертие, свобода...

09 06 2019 20:52:47

Суд Божий |

Суд Божий. Есть вещи, которые мы не можем не знать. И одна из неизбежных вещей — суд Божий....

08 06 2019 19:29:12

Детский пост - как поститься ребенку? |

Детский пост - как поститься ребенку? Обязательно ли поститься только в еде? Чем отличается детский пост от взрослого? И много другое......

07 06 2019 2:55:28

Монах. Фильм Аркадия Мамонтова |

Монах. Фильм Аркадия Мамонтова. « Истинный монах» — это произведение Святого духа», — сказал афонский старец Иосиф Исихаст. Как святой Силуан Афонский, в ми...

06 06 2019 11:41:31

ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ... чему быть? - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Канадские ученые заявляют, что на Солнце активизировался ядерный синтез. Исследователи зафиксировали ускорение реакции слияния легких атомных ядер в более...

05 06 2019 22:29:50

Трансерфинг реальности - основные тезисы + видео - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Книги Вадима Зеланда " Трансерфинг Реальности" пользуются все большей популярностью среди людей, которые ищут новые, лучшие пути взаимодействия человека со...

04 06 2019 2:32:14

Божья воля - как ее узнать? |

Божья воля - как ее узнать? Различны власти по различным учреждениям, например: в простой избе, полной детьми; в школе — над собранными учениками; в доме,...

03 06 2019 13:53:55

Календарь Стрижек на февраль 2010 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Когда подстригать волосы, чтобы привлечь удачу и счастье? Человеческая натура такова, что из любой своей деятельности любит извлекать пользу. Наш гороскоп...

02 06 2019 7:11:50

Стихия Металла – год Тигра 1950, 2010 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп для людей, которые родились в 1950 и 2010 годах под покровительством Тигра и стихии Металла по восточному календарю...

01 06 2019 9:38:23

Паранормальные явления - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

В наше время люди без должного количества информации прожить просто невозможно. Люди пытаются вобрать в себя как можно больше этой эфемерной субстанции, за...

31 05 2019 16:10:47

Стихия Земли – год Петуха 1969 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Свойства и секреты стихии Земли в год петуха! Только для Вас и только тут!...

30 05 2019 9:53:39

Агафия, мученица. Житие |

Агафия, мученица. Житие...

29 05 2019 3:43:58

Что такое "своя вера" и "Бог в душе"?

Что такое "своя вера" и " Бог в душе"? « Я верю в Бога, но по-своему. Услуги Церкви мне не нужны, отстаньте от меня со своими формальностями, у меня своя вера!» Как часто мы слышим подобные высказывания в ответ на проповедь о необходимости церковной жизни для каждого верующего человека. Странно, что говорящие это не замечают очевидной противоречивости и абсурдности своих слов, ведь это все равно, что утверждать: « В Бога-то я, так уж и быть, верю, новот Богу — не верю!»....

27 05 2019 13:22:35

Идеальный отдых по знакам зодиака - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

идеальный отдых по знакам зодиака - как нравится тебе или твоему избраннику проводить время?...

25 05 2019 19:24:28

По ту сторону жизни и смерти. Клиническая смерть (видео) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Клиническую смерть ежегодно переживают миллионы людей во всем мире. Еще недавно большинство из них нельзя было спасти. Но благодаря прогрессу медицины реан...

24 05 2019 21:52:21

Гороскоп на новый 2010 год Тигра - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Самая популярная сейчас тема в Рунете – что год Тигровый нам готовит? Страна запасается продовольствием, опустошает алкогольные супермаркеты и достает из з...

23 05 2019 18:17:22

Свастика: история и значение (видео) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Действительно ли Свастика была придумана Гитлером? Сегодня всем нам знакомо слово " Свастика", однако не все знают об истинном значении этого символа, о том...

22 05 2019 14:37:51

Почему на вечернем богослужении выключают свет? |

Лампы и свечи в храме — это не только осветительные приборы, но и символ молитвы. Почему во время всенощного бдения выключают свет часто, а во время литург...

20 05 2019 14:42:45

Как сделать руны - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Изготовление рун, статья от том как изготавливать руны, очищать и какие подбирать материалы...

19 05 2019 4:50:28

Свобода - что такое христианская свобода? |

Свобода - чаще всего о «свободе» говорят как о свободе в политическом смысле, свободе от тирании и угнетения со стороны других людей. Библия начинает расск...

17 05 2019 1:40:30

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.