Культ верховного бога гето-даков Замолксиса - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек > Вера и Веды
Вера и Веды    

Культ верховного бога гето-даков Замолксиса - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек


Рекомендуем сохранить ссылку на эту страницу в любой соц сети:

Вопросы религии гето-даков занимают учёные умы Республики Молдова и Румынии и других стран вот уже целое столетие. Заинтересованность духовной жизнью древнего населения Карпато-дунайско-понтийского региона не случайно по причине того, что данное пространство не один раз за историю мира являлось буфером в процессе миграции и культурной взаимоинтеграции народов Европы и Азии. Все составные части религии гето-даков, от элементов анимизма до комплектации божественных культов, являются продуктом генезиса религиозной мысли не одного десятка индо-европейских племён, оставивших свой след в данном регионе. В изучении данного вопроса до сих пор остаётся много белых пятен, которые этнографам, историкам и культурологам настоящего и будущего предстоит заполнить новыми открытиями и исследованиями.

В этой статье речь пойдёт об одном из главных аспектов религии гето-даков – культе Замолксиса, божества, ставшего верховным объектом почитания данного народа во времена правления вождя Буребисты, сумевшего создать единое гетто-дакийское государство. Вокруг личности Замолксиса до сих пор стоит множество вопросительных знаков, которые зачастую и являются отправной точкой исследований учёных, пытающихся понять, чем жило и во что же на самом деле верило древнее населения вышеобозначенного географического региона. Раскрыв полностью тайну Замолксиса, можно будет дать ответы и на множество других вопросов, касающихся религиозных постулатов, системе гето-дакийского пантеона, структуре и идее религиозных мистерий.

Задача данной статьи – идентифицировать культ Замолксиса, проведя параллели с генезисом других, наиболее известных на данный момент индо-европейских языческих традиций, показать неслучайность возведения культа данного бога в ранг верховного, а также понять, насколько оправданно сам культ завоевал такую популярность на определённом этапе развития гето-дакийской цивилизации.

Гето-дакийское жречество не оставило после себя практически ни каких письменных свидетельств о своей деятельности – за исключением «Белегинов» Деценея (traditionallib.narod.ru/slovo/traditio) – поэтому современной науке мало что известно о пантеоне гето-даков. Тем не менее, современная наука располагает небольшим, но содержательным информационным пластом по данному вопросу, где есть даже свидетельства античных авторов, к которым мы и обратимся в первую очередь.

Греческое предание говорит, что Замолксис изначально был человеком, рабом, а позднее учеником греческого философа, учёного и мага Пифагора. Замолксис изучал под руководством своего хозяина и наставника «небесные науки» а также путешествовал (один или с Пифагором – это остаётся «за кадром») по Египту в целях постичь ещё больше наук (protos7.ru/Pifagor), (vekovka.h1.ru/bv/bvzz/22eliade.hltm). М. Элиаде, автор наиболее фундаментальных работ по гето-дакийским обычаям, цитирует в своей монографии «От Замолксиса до Чингисхана» древенгреческого учёного Геродота: «Я узнал от эллинов, проживающих в Геллеспонте и в Понте, что этот Залмоксис(другое написание имени «Замолксис», означении которого речь пойдёт позже – Н.К.), будучи обычным человеком, якобы жил в рабстве на Самосе у Пифагора, сына Мнесарха. Заслужив свободу, он нажил большое состояние и вернулся на родину. Фраки(фракийцы – Н.К.) жили в страшной бедности и были необразованны. Залмоксис, знакомый с ионийским жизненным укладом и более утонченными нравами, чем во Фракии, к тому же проживший среди эллинов и, главное, рядом с самым мудрым человеком Эллады — Пифагором, решил построить особый дом, в котором он принимал и устраивал пиры для самых замечательных сограждан. Во время пиршеств он учил, что ни он, ни его гости, ни их потомки в будущем не умрут, а лишь переселяться в иное место, где, живя вечно, обретут все блага. Пока Залмоксис принимал гостей и увещевал их таким образом, он строил себе жилище под землей. Когда обитель была готова, Залмоксис исчез, спустившись в свои подземные покои, где и пробыл три года. Фраки очень сожалели о его исчезновении и оплакивали как мертвого. На четвертый год он появился среди сограждан, тем самым заставив их поверить в свое учение. Так рассказывают эту историю эллины. Я сам не подвергаю сие сомнению, но и не верю полностью. Думаю, что этот Залмоксис жил задолго до Пифагора. Был ли он простым человеком или, в самом деле, богом гетов — не ведаю, с тем и оставляю его в покое» (vekovka.h1.ru/bv/bvzz/22eliade.hltm).

Как видно из вышеизложенного, Геродот сам не доверяет рассказу, который поместил в свои труды, однако сам прославленный учёный, скорее всего, нередко сталкивался с подобными историями о предприимчивых просветителях. Однако мы видим, что информацию эту он почерпнул не у гетов, а у своих соотечественников греков. Следовательно, уже имеется вероятность некоего искажения изначальной версии легенды.

Перед анализом вышеизложенного стоит прибегнуть к трудам Страбона, который говорит о том, что три года добровольного заточения Замолксиса кормила его мать, которая и доставляла новости с надземного мира, тщательно записанные и заученные её сыном, дабы при выходе на поверхность продемонстрировать свою осведомлённость о делах соплеменников, что, соответственно вызвало среди последних мистический интерес к личности Замолксиса. Далее последний пробился по иерархической лестнице к статусу верховного жреца одного из местных божеств, стал советником племенного вождя, а затем ушёл от людей, поселившись в пещерах горы Когайонон. С той поры и начинается история Замолксиса, как бога, ибо геты, так и не разгадав обман ученика Пифагора, постепенно начали обожествлять своего прославленного соотечественника (Calendaria 2001: стр. 9 — 12).

Но данный сюжет, скорее всего, подходит для основы романа в жанре квазимифология, нежели для полного научного доверия, хотя мистериально некоторые культы «обречены» на прототип в виде homo sapiens: мол, некий шаман с целью получить новый сакральный уровень познания, проходит через самоинициацию и три года проводит в подземном помещении, предаваясь медитации, самосозерцанию и прочим духовным практикам. По истечении срока он выходит к людям и начинает вещать о том, что было, что есть и что будет. Народ, соответственно, награждает шамана божественным или околобожественным статусом, а тот, претерпев определённые изменения собственной психики, понимает, что ему не с руки жить среди людей и по прошествии некоторого времени уединяется на всю оставшуюся жизнь, допуская к себе лишь вождя и жречество – и то лишь ненадолго и в целях испрошения важного совета. Таких примеров в мифологических традициях индо-европейцев предостаточно, а суть обряда, который мог бы служить основой божественного пути Замолксиса, можно встретить в трудах М.Элиаде (vekovka.h1.ru/bv/bvzz/22eliade.hltm), и мы не будем на нём останавливаться: сие есть проблема мировой шаманистики, а нас интересует суть культа Замолксиса.

Тот же М.Элиаде на основе приведения данных о специфике пифагорейских мистерий и практике самого Пифагора, называет культ Замолксиса «пифагорейским», т.е. появившимся непосредственно благодаря пифагорейскому учению. Здесь учёный опирается на общие постулаты пифагорейства и религии гето-даков: вера в переселение душ, вегетарианство и т.д. (vekovka.h1.ru/bv/bvzz/22eliade.hltm). Однако мы имеем возможность полностью не согласиться с данным утверждением, если проведём параллели с культами других индоевропейских богов и проведём идентификацию культа Замолксиса, согласно принципам собирания и дробления архетипа.

Сама вышеприведённая легенда могла всего-навсего заполнять пробел понимания греками похожести учения Пифагора и духовной жизни гето-даков, однако, греческая просвещённая и мистическая мысль берёт своё начало на востоке – у халдеев, зороастрийцев и индусов, хотя с последними у греков намечено параллельное развитие науки, куда входили и мистические практики, на протяжении последних 5-ти веков до нашей эры (Бонгард-Левин1980); стр.238-239, 244-245). В то же время система преемственности религиозных мировоззрений прослеживается у всех индоевропейских народов древности и берёт своё начало также из Индии, колыбели индоевропейской миграции. От Индии и до Ирландии воины едят на колесницах, общество имеет кастовую или околокастовую структуру, исповедуются божества, берущие своё начало из одних и тех же архетипов: Богиня-Мать, Бог Ясного Неба, Громовик, Бог Подземного Мира, Культурный Герой, Бог Огня, Бог Воды, Бог Ветра и т.д. Следовательно, общие индоевропейские религиозные постулаты через язык, культуру и взаимоассимиляцию последующих миграционных волн повлияли и на религию гето-даков, консолидировавшуюся на основе общего индоевропейского наследия. Обговорив это, мы теперь имеем полное право приступить к проведению параллелей и выяснению всего спектра архетипической принадлежности культа Замолксиса.

Отталкиваться мы будем от приведённой ранее записи Геродота. Вычленяется из неё уже оговоренный ранее намёк на суть мистерии: шаман идёт на временное добровольное лишение себя определённых функций организма, делая это во имя приобретения сакрального озарения, вдохновения, черпания знаний из информационного энергетического поля Земли. Теперь приводим аналоги данного процесса из мировой мифологии.

Германский бог Один (Вотан) отдаёт великану Мимиру один глаз в обмен на дозволение испить из Источника Мудрости, а затем пронзает себя копьём и висит 9 дней вниз головой на Мировом Древе Иггдрасиль, на 9-ый день открывая руны – систему магического алфавита у древних германцев («Старшая Эдда. Речи Высокого» 1973) . В данном случае Источник Мудрости является объектом сакрального знания, а лишение глаза и висение на Древе – соответственно актом обмена личной силы на силу мироздания и принесением самого себя себе же в жертву. Руны же это результат обретения сакрального знания. Кстати, известный учёный Тур Хейердал считал Одина человеком, одним из венедских князей и искал следы его пребывания на северном побережье Чёрного моря (телепередача «Клуб путешественников» от 2 марта 1999 г., российский телеканал ОРТ).

Кельтский солнечный бог Луг убивает своего деда, демона-фомора Балора, поражая его своим копьём в единственный глаз и обретая после этого статус вождя племени богов Туатха де Дананн, с которым его также связывают родственные узы (Михайлова, Шкунаев 1985, стр. 351 — 380). Балор в мистериальной трактовке мифа является тёмной ипостасью Луга, следовательно последний броском копья ликвидирует, или побеждает свою тёмную ипостась и в связи с этим получает новый сакрально-политический статус.

Мотив копья, присутствующий в данных примерах, можно сравнить с обрядом посылания вестников Замолксису, когда выбранного мужчину бросали на поставленные вертикально копья, и если тот умирал быстро, считалось, что послание богу дойдёт незамедлительно (traditionallib.narod.ru/slovo/traditio).

Моисей, имевший, видимо, в домонотеистическиой практике евреев статус бога-законодателя, рискуя, по мнению своей паствы, жизнью, поднимается на гору Синай для того, чтобы Иегова передал ему 10 заповедей еврейского народа. Подобно Моисею, Замолксис был первым законодателем у гетов (Calendaria 2001: стр. 9 — 12). Также Замолксис, подобно Один и Лугу, приобретает в конце концов, статус наиболее почитаемого божества среди своего народа.

Если продолжить наши рассуждения, то мотив «умирания и воскресания» Замолксиса можно сопоставить с мифами о финикийском Адонисе, иранском Митре, египетском Осирисе и скандинавском Бальдре, которые, согласно практически идентичной мифологеме, относятся к архетипу Умирающего и Воскресающего Бога, который позднее отразился и на культе Христа. Данный архетип связан с цикличностью года, когда божество своей смертью и воскрешением символизирует начало нового урожайного цикла в сельско-хозяйственной деятельности народа и сакральный переход к новому году в жизни людей. До нас не дошли сведения о цикличном элементе смерти и воскрешения в культе Замолксиса, однако, мы можем предполагать его раннее наличие до тех пор, пока он не был растворён новыми, более существенными функциями культа, позаимствованными из составных элементов других архетипов, которые оставили свой след в культе Замолксиса.

Также Замолксис отражал в себе черты хтонического архетипа, если учитывать его принадлежность к подземному потустороннему миру (обитание в подземном чертоге и позднейший уход в пещеры горы Когайонон). Само имя «Замолксис» по одной из версий восходит к фракийскому «zamol» — «земля», что этимологически возводит данный термин к общим индоевропейским словарным корням. Другая версия генезиса имени приводит ещё одно фракийское слово – «zalmos», «шкура», что говорит и о зооморфной, более ранней ипостаси бога – видимо, медведе или волке. Последнее более очевидно, т.к. сам этноним «даки» восходит к фригийскому «daos», что означает «волк» (traditionallib.narod.ru/slovo/traditio). В подтверждение вышеизложенному: кельтский хтонический бог Кернуннос, отождествляемый с Эзусом и покровителем плодородия Дагдой (см. предыдущий абзац), имеет несколько зооморфных ипостасей, среди которых волк и медведь. Славянский хтонический бог Велес носит на своих плечах медвежью шкуру, а его внук певец Баян, т.е. социально-культурная ипостась самого Велеса, может обращаться в «мысь», т.е. в белку (ср. с Мировой Белкой Рототоск из скандинавской мифологии) а также в «серого волка» (Тихомиров 1960; стр. 261).

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Культ Замолксиса не является пифагорейским, как утверждает М.Элиаде, но представляет собой результат преемственности и генезиса культов, принадлежащих к ряду индоевропейских архетипов.

2. По принципу собирания и дробления архетипа культ Замолксиса идентифицируется, как носитель составных частей архетипов Хтонического Бога (Кернуннос-Эзус-Дагда, Велес), Умирающего и Воскресающего Бога (Митра, Адонис, Осирис, Бальдр), Бога – Законодателя (Минос, Моисей, Ману), и Культурного Героя (Один, Луг). Со временем некоторые качества культа канули в лету, но при тщательном анализе параллелей в индоевропейских мифологемах есть возможность восстановить весь комплекс элементов данного культа.

3. Зооморфной ипостасью Замолксиса являются волк и медведь.

Библиография (включая ссылки на использованную информацию со страниц Интернета).

1. traditionallib.narod.ru/slovo/traditio;
2. protos7.ru/Pifagor;
3. vekovka.h1.ru/bv/bvzz/22eliade.hltm;
4. Calendaria 2001: «Сакральный календарь друидов» (Москва 2001);
5. Бонгард-Левин1980: Г.М. Бонгард-Левин «Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия» (Москва, 1980);
6. Михайлова, Шкунаев 1985: «Похищение быка из Куальнге» под редакцией Т.А. Михайловой и С. В. Шкунаева (Москва 1985)
7. Смирнов 1973: «Исландские саги. Ирландский эпос» под редакцией А.А. Смирнова (Москва 1973);
8. «Старшая Эдда. Речи Высокого» (Москва 1973);
9. Тихомиров 1960: Хрестоматия по истории СССР под редакцией М.Н. Тихомирова (Москва, 1960

Николай Костыркин, литератор


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Прозорливость - что чувствует человек с этим даром? |

Прозорливость – даруемая Божественной благодатью Святого Духа способность видения (прозрения) внутреннего устроения иных человеческих душ и грядущих событ...

25 11 2020 19:43:32

Гороскоп на 2017 год Стрелец - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Что в будущем ждёт Стрельцов: гороскоп на 2017 год для этого знака зодиака. Изменения в личной и семейной жизни, карьерные перспективы и финансовые ожидания, а также возможные проблемы со здоровьем....

24 11 2020 18:19:36

Гороскоп на 2017 год Водолей - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Что в будущем ждёт Водолея: гороскоп на 2017 год для этого знака зодиака. Изменения в личной и семейной жизни, карьерные перспективы и финансовые ожидания, а также возможные проблемы со здоровьем....

23 11 2020 7:22:31

Гадание по "следам Норн" - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Что означают белые пятнышки на ногтях? На Фарерских островах эти метки называют «следами норн», а в Германии – «мёртвыми цветами». Эти метки появляются на...

22 11 2020 15:48:20

СКОРПИОН: гороскоп на 2011 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Скорпион - гороскоп на 2011 год, полная информация о том, что ждет тебя в будущем году...

21 11 2020 19:43:11

Ступени покаяния, или что опечалило апостола Петра? |

Почему апостола Петра опечалил именно третий вопрос Спасителя: « Любишь ли Меня?» В чем смысл замены в греческом тексте одного слова, обозначающего любовь,...

20 11 2020 14:37:10

ВЕСЫ: гороскоп на 2012 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп 2012 для Весов - что нужно знать всем представителям знака Весы о годе Черного Дракона. Какие перемены ждут Весов в сфере карьеры, семьи и любви....

19 11 2020 5:42:37

Стихия Воды – год Быка 1973, 2003 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Общие черты характера для людей рожденных в год водяного Быка по восточному гороскопу...

18 11 2020 22:53:42

Стихия Металла – год Обезьяны 1980 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Секреты стихии металла в год Обезьяны! Спешим узнать!...

17 11 2020 10:49:31

Сектоведу - 20 ошибок сектоведа |

Сектоведу. Здесь собраны 20 ошибок, которые допускает сектовед в профилактике или противодействии сектам. Полезно прочитать всем, кто работает с сектами...

16 11 2020 3:45:55

Прощение обид - чего не требует прощение? |

Прощение обид - чего не требует прощение? Нам строго заповедано прощать. « Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш......

15 11 2020 11:24:10

Магия цвета - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Невозможно выделить какой-то конкретный цвет для того или иного знака Зодиака, который бы приносил людям, родившимся в определенный период времени, удачу и...

14 11 2020 10:32:42

Сделать Ловец Снов - амулет своими руками - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Статья о том, как сплести ловца снов самому Думаю, в наше время трудно встретить того, кто бы не знал о Ловцах Снов хоть самую скудную информацию. Не малую...

13 11 2020 7:22:45

Восточный гороскоп: год Обезьяны - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Уникальные факты про людей, родившихся в год Обезьяны! Спеши узнать сокровенное!...

10 11 2020 1:57:15

Плетение афрокос (обучение) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Как научиться плести афрокосы, виды африканских косичек...

08 11 2020 18:45:16

Скандинавские руны. Руническая магия. - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

В последнее время стало появляться большое количество книг, авторы которых разгадывают" тайны рун, не принимая во внимание, что тем самым нарушают основной...

07 11 2020 13:44:26

Смирение Божьей Матери |

Смирение Божьей Матери. …после того как я привел эти свидетельства Писания о смирении некоторых святых, думаю, будет хорошо и весьма полезно дерзнуть нам...

05 11 2020 6:16:12

Техники для развития визуализации - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Техники для развития Визуализации Техника " Башня" Это упражнение хорошо для начинающих, так как просто вынуждает и расслабиться, и сконцентрироваться однов...

04 11 2020 9:29:20

Милостыня - как правильно совершать милостыню? |

Человек на улице просит милостыню. Ты смотришь на него и понимаешь, что это, так называемый, "профессиональный нищий". Как поступить в такой ситуации?...

03 11 2020 6:48:43

Календарь стрижек: июнь 2012 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Удобный календарь стрижек на Grimuar.com - благоприятные и неблагоприятные дни для стрижки и окрашивании волос по лунному дню и положении Луны...

02 11 2020 10:33:55

Колокольный звон - что он означает? |

Колокольный звон - что он означает? Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: 1. благовест и 2. собственно звон....

01 11 2020 16:40:11

Гадание на бамбуковых палочках, трактовка значений - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гадание на бамбуковых палочках пришло к нам из Японии. Там это предсказание носит поэтичное название " Мокусо дзей". Оно немного похоже на гадание И-цзин, т...

31 10 2020 2:54:58

Гороскоп на 2019 год для Скорпионов | Эзотерика

Гороскоп 2019 для Скорпионов призывает их быть гибкими и целеустремлёнными. Плывя под парусом по волнам, знаку нужно аккуратно лавировать. Не имеет смысла идти...

29 10 2020 12:14:54

Стихия Воды – год Крысы 1972 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Характер и особенность человека, родившегося в год Крысы в 1912, 1972, 2032 годах...

27 10 2020 6:40:52

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.