Юродивый Христа ради - что это значит? > Вера и Веды
Вера и Веды    

Юродивый Христа ради - что это значит?


Юродивый Христа ради — что это значит?

Юродивый — это подвижник Православной Церкви, принимавший на себя подвиг юродства, то есть внешнего, кажущегося безумия. Основанием для подвига юродства послужили слова Апостола Павла из первого послания к Коринфянам: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для них спасаемых, – сила Божия» (1Кор. 1:18), «Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством  проповеди спасти верующих» (1Кор. 1:21), «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23), «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3:18).

Юродивый Христа ради, отказывался ради Христа не только от всех благ и удобств земной жизни, но также часто и от общепринятых норм поведения в обществе. Зимой и летом юродивые ходили босиком, а многие и вообще без одежды. Нарушали часто юродивые и требования морали, если смотреть на нее как на выполнение определенных этических норм. Многие из юродивых, обладая даром прозорливости, принимали подвиг юродства из чувства глубоко развитого смирения, чтобы люди приписывали их прозорливость не им, а Богу. Поэтому они часто говорили, употребляя внешне бессвязную форму, намеками, иносказаниями. Другие юродствовали, чтобы потерпеть унижения и бесславия ради Царства Небесного. Были и такие юродивые, называемые в народе блаженными, которые не принимали на себя подвига юродства, а действительно производили впечатление слабоумных благодаря своей оставшейся на всю жизнь детскости.

Если объединить мотивы, побуждавшие подвижников принимать на себя подвиг юродства, то можно выделить три основных момента. Попрание тщеславия, весьма возможного при совершении монашеского аскетического подвига. Подчеркивание противоречия между истиной во Христе и так называемым здравым смыслом и нормами поведения. Служение Христу в своеобразной проповеди не словом или делом, а силой духа, облеченной во внешне убогую форму.

Подвиг юродства – специфически православный. Католический и протестантский Запад не знает подобной формы подвижничества.

Юродивые по большей части были мирянами, но мы можем назвать и несколько юродивых – монахов. Среди них святая Исидора, первая по времени юродивая († 365), инокиня Тавенского монастыря; святой Симеон, преподобный Фома.

Наибольшую известность из юродивых получил святой Андрей Христа ради юродивый. С его именем связан праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен в память события, происшедшего в Константинополе в середине Х века. Городу угрожала опасность от сарацинов, но однажды юродивый Андрей и ученик его Епифаний, молясь во время всенощного бдения во Влахернском храме, увидели в воздухе Пресвятую Деву Марию с сонмом святых, распростершую свой омофор (покров) над христианами. Ободренные этим видением, византийцы отбили сарацинов.

Особенно распространено и почитаемо народом было юродство Христа ради на Руси. Его расцвет падает на XVI столетие: в XIV веке – четыре почитаемых русских Юродивых, в XV – одиннадцать, в XVI – четырнадцать, в XVII – семь.

Подвиг юродства – один из тяжелейших подвигов, который принимали на себя во имя Христа отдельные лица ради спасения своей души и служения ближним с целью их нравственного пробуждения.

В Киевской Руси еще не было подвига юродства Христа ради как такового. Хотя отдельные святые в известном смысле и юродствовали какое-то определенное время, но это скорее был аскетизм, принимавший по временам формы, очень сходные с юродством.

Первым юродивыми в полном смысле этого слова был на Руси Прокопий Устюжский († 1302). Прокопий, согласно житию, смолоду был богатым купцом «от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли». В Новгороде он пленился красотой православного богослужения. Приняв Православие, он раздает бедным свое имение, «приемлет юродственное Христа ради житие и в буйство преложися». Когда его начали ублажать в Новгороде, он ушел из Новгорода, направился «в восточные страны», шел по городам и селам, непроходимым лесам и болотам, принимал благодаря своему юродству побои и оскорбления, но молился за своих обидчиков. Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, избрал для своего жительства город Устюг, «великий и славный». Жизнь он вел настолько суровую, что с ней не могли сравниться предельно аскетичные монашеские подвиги. Юродивый Христа ради спал под открытым небом «на гноище» нагой, впоследствии на паперти соборной церкви, молился по ночам о полезном «граду и людем». Питался он, получая от людей до невероятности ограниченное количество пищи, но никогда не брал ничего у богатых.

То, что первый русский юродивый прибыл в Устюг из Новгорода, глубоко симптоматично. Новгород был поистине родиной русского юродства. Все известные русские юродивые XIV века связаны так или иначе с Новгородом.

Здесь «буйствовали» в XIV веке Христа ради юродивый Николай (Кочанов) и Федор. Они устраивали между собой показные драки, причем ни у кого из зрителей не возникало сомнения, что они пародируют кровавые столкновения Новгородских партий. Никола жил на Софийской стороне, а Федор на Торговой. Они переругивались и кидались друг в друга через Волхов. Когда кто-нибудь из них пытался перейти реку по мосту, другой гнал его назад, крича: «Не ходи на мою сторону, живи на своей». Предание прибавляет, что нередко после таких столкновений блаженные возвращались часто не по мосту, а по воде, яко по суху.

В Клопском Троицком монастыре подвизался преподобный Михаил, почитаемый в народе за юродивого, хотя в его житиях (три редакции) мы и не находим типичных черт юродства. Преподобный Михаил был провидцем, в его житиях собраны многочисленные пророчества, по-видимому записывавшиеся иноками Клопского монастыря.

Прозорливость святого Михаила выразилась, в частности, в указании места для рытья колодца, в предсказании близкого голода, причем старец просил кормить голодных монастырской рожью, в предсказании болезни посаднику, ущемлявшему иноков, и смерти князю Шемяке. Предсказывая смерть Шемяке, преподобный старец гладит его по голове, а, обещая владыке Евфимию хиротонию в Литве, берет из его рук «ширинку» и возлагает ему на голову.

У преподобного Михаила, как и у многих других святых, была особая связь с нашими «меньшими братьями». За гробом игумена идет он в сопровождении оленя, кормя его мохом из своих рук. В то же время, обладая высоким даром Христовой любви к ближним и даже к твари, старец сурово обличал сильных мира сего.

Современник преподобного Михаила Ростовского юродивый Исидор († 1474) живет на болоте, днем юродствует, а по ночам молится. Его заушают и смеются над ним, несмотря на чудеса и предсказания, заслужившие ему прозвище «Твердислов». И этот юродивый, подобно праведному Прокопию Устюжскому, «от стран бе западных, роду римского, языка немецкого». Точно так же другой ростовский юродивый Иоанн Власатый († 1581) был пришельцем с Запада. Иноязычное происхождение трех русских юродивых свидетельствует, что они настолько глубоко пленились Православием, что и форму подвижничества избрали специфически православную.

Первым московским юродивым был блаженный Максим († 14ЗЗ), канонизованный на Соборе 1547 года. К сожалению, житие блаженного Максима не сохранилось,

В XVI веке пользовались всеобщей известностью в Москве Василий Блаженный и Иоанн Большой Колпак. Помимо жития святого Василия память народная сохранила и предание о нем.

По преданию Василий Блаженный был в детстве отдан к сапожнику в ученики и тогда уже проявил прозорливость, посмеявшись и прослезившись над купцом, заказавшим себе сапоги. Василию же было открыто, что купца ожидала близкая смерть. Уйдя от сапожника, Василий вел в Москве бродячую жизнь, ходя без одежды и ночуя у одной боярской вдовы. В юродстве Василия характерно обличение общественной несправедливости и грехов различных сословий. Однажды он уничтожил товары на рынке, наказав недобросовестных торговцев. Все его, казавшиеся взору обычного человека непонятными и даже абсурдными, поступки имели тайный мудрый смысл видения мира духовными очами. Василий швыряет камни в дома добродетельных людей и целует стены домов, где творились «кощуны», так как у первых снаружи виснут изгнанные бесы, тогда как у вторых – плачут Ангелы. Подаренное царем золото он дарит не нищим, а купцу, потому что прозорливому взору Василия ведомо, что купец потерял все свое состояние, а просить милостыни стыдится. Питие, поданное царем, юродивый Христа ради выливает в окошко, чтобы потушить пожар в далеком Новгороде.

Василий Блаженный отличался особым даром раскрыть беса в любом обличье и всюду его преследовать. Так, он узнал беса в нищем, который собирал много денег и в награду за милостыню устраивал людям «привременное счастье».

В разгар опричнины он не боялся обличать грозного царя Ивана IV, за что пользовался в народе огромным моральным авторитетом. Интересно описание обличения Василием Блаженным царя во время массовой казни в Москве. Святой обличает царя в присутствии огромного скопления народа. Народ, молчавший во время казни бояр, в то же время, когда разгневанный царь готовился пронзить юродивого копьем, зароптал: «Не тронь его!.. не тронь блаженного! В наших головах ты волен, а блаженного не тронь!» Иван Грозный вынужден был сдержать себя и отступить. Погребен был Василий в Покровском соборе на Красной площади, который в сознании народа навсегда соединился с его именем.

Иоанн Большой Колпак подвизался в Москве при царе Феодоре Иоанновиче. В Москве он был пришельцем. Родом из вологодских краев, он работал водоносом на северных солеварнях. Все бросив и переселившись в Ростов Великий, Иоанн построил себе келью около церкви, покрыл тело веригами и тяжелыми кольцами, выходя же на улицу, всегда надевал колпак, отчего и получил свое прозвище. Иоанн часами мог смотреть на солнце – это было его любимое занятие – помышляя о «праведном солнце». Дети смеялись над ним, но он не сердился на них. Юродивый Христа ради всегда улыбался, с улыбкой он и прорицал будущее. Незадолго перед смертью юродивый Христа ради Иоанн переселился в Москву. Известно, что умер он в мовнице (бане), погребли его в том же Покровском соборе, в котором погребен Василий. Во время погребения блаженного поднялась страшная гроза, от которой многие пострадали.

В XVI веке обличение царей и бояр стало неотъемлемой принадлежностью юродства. Яркое свидетельство такого обличения дает летопись о разговоре псковского юродивого Николы с Иоанном Грозным. Пскову в 1570 году грозила участь Новгорода, когда юродивый вместе с наместником Юрием Токмаковым предложили псковитянам ставить на улицах столы с хлебом-солью и с поклонами встречать московского царя. Когда после молебна царь подошел к святому Николаю за благословением, тот поучал его «ужасными словесы еже престати велия кровопролития». Когда же Иоанн, несмотря на увещевание, велел снять колокол со Святой Троицы, то в тот же час у него пал лучший конь по пророчеству святого. В сохранившемся предании рассказывается, что Никола поставил перед царем сырое мясо и предложил есть, когда царь отказался, сказав «я христианин, и в пост мяса не ем», Никола ответил ему: «А кровь христианскую пьешь?»

Очень поражали юродивые иностранцев-путешественников, находившихся в то время в Москве. Флетчер в 1588 году пишет:

«Кроме монахов, русский народ особенно чтит блаженных (юродивых) и вот почему: блаженные… указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Но иногда случается, что за такую дерзкую свободу, которую они позволяют себе, от них тоже отделываются, как это и было с одним, двумя в предшествовавшее царствование, за то, что они уже слишком смело поносили правление царя». Флетчер же сообщает о Василии Блаженном, что «он решился упрекнуть покойного царя в жестокости». Об огромном уважении русского народа к юродивым пишет также Герберштейн: «Их почитали пророками: явно обличаемые ими говорили: это по грехам моим. Если они что брали в лавке, торговцы еще благодарили».

По свидетельству иностранцев, юродивых. в Москве было очень много, они составляли по существу как бы некий отдельный орден. Канонизована из них весьма незначительная часть. Есть глубоко почитаемые до сих пор, хотя и неканонизованные местные юродивые.

Таким образом, юродство на Руси по большей части не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с крайней аскезой. Юродивые обличали грехи и несправедливость и таким образом не мир смеялся над русскими юродивыми, а юродивые смеялись над миром. В XIV- XVI веках русские юродивые были воплощением совести народа.

Почитание народом юродивых привело, начиная с XVII века, к тому, что появилось много лжеюродивых, преследовавших свои корыстные цели. Случалось также, что за юродивых принимали и просто душевнобольных людей. Поэтому Церковь всегда очень осторожно подходила к канонизации юродивых.

Богословско-литургический словарь.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Стихия Огня – год Дракона 1976 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

В статье вы узнаете о характере и привычках людей рожденных в год Огненного Дракона - 1976год....

20 01 2020 2:55:55

Стихия Дерева – год Обезьяны 2004 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Все самое сокровенное про стихию Дерева в год Обезьяны! Спеши к нам, чтобы узнать!...

18 01 2020 16:35:19

МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОКУЛЬТИЗМА - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Изначально Создателем предусмотрено, что в магических операциях будут участвовать две человеческие половинки души, то есть мужчина и женщина - близнецовые...

17 01 2020 5:17:53

Восточный гороскоп: год Дракона - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Полезная информация о людях, рожденных в год Дракона - их привычки, повадки, характер. Это нужно знать....

16 01 2020 3:15:39

Октоих |

Октоих - это церковно-богослужебная книга, которая содержит службы и последования с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней богослуже...

15 01 2020 2:10:55

Год Обезьяны гороскоп – карьера - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Интересные факты карьерного роста людей, родившихся в год Обезьяны!...

13 01 2020 18:14:15

Идеальный отдых по знакам зодиака - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

идеальный отдых по знакам зодиака - как нравится тебе или твоему избраннику проводить время?...

12 01 2020 4:50:47

Коса вокруг головы (онлайн обучение) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Обучающее видиео, как самой сплести косу вокруг головы...

11 01 2020 13:55:47

Мужчина-Обезьяна: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Сокровенные секреты про мужчин, родившихся в год Обезьяны! Познай все тайны!...

10 01 2020 20:35:47

Синдром Дауна - Мифы о детях с синдромом Дауна |

Синдром дауна - Мифы о детях с синдромом дауна. Многие семьи знают об этой проблеме не понаслышке. Каждая семья в ожидании малыша не может не...

08 01 2020 22:50:33

Стихия Дерева – год Быка 1985 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Год Быка 1985 под стихией Дерева - характер и привычки рожденных в это время людей...

07 01 2020 20:42:22

Стихия Земли – год Петуха 1969 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Свойства и секреты стихии Земли в год петуха! Только для Вас и только тут!...

05 01 2020 23:26:17

Календарь стрижек: август 2011 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Когда самое лучшее время для стрижки волос? В августе очень много благоприятных дней - смотрите гороскоп стрижек на grimuar.com...

04 01 2020 9:29:40

Как найти духовника и свой приход. 5 правил |

Найти духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и мн...

03 01 2020 13:25:27

«Дракон удачи» - как привлечь удачу - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Простая и эффективная техника по привлечению удачи в свою жизнь - попробуйте сделать это и не прогадаете....

02 01 2020 19:22:31

Смертный грех - чем отличается от обычного? |

Смертный грех – грех, ведущий к погибели души, искажающий замысл Божий о человеке. Иисус Христос указывал «смертным» (непростительным) грехом «хулу на Духа...

30 12 2019 18:14:33

Телец: гороскоп на 2012 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп 2012 для Тельца расскажет вам, какие изменения в жизни могут произойти в обозримом будущем - в карьере, финансах, личной жизни....

29 12 2019 19:50:45

Фильм "Загадки Древнего Египта" Часть 3. Технологии богов. - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Интересный и познавательный фильм о древней цивилизации Египта. Фильм первый...

28 12 2019 7:59:50

Мужчина-Бык: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Характер и общие черты для мужчины-быка согласно восточному гороскопу по году рождения...

27 12 2019 12:39:45

Гороскоп на 2017 год Лев - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Что в будущем ждёт Львов: гороскоп на 2017 год для этого знака зодиака. Изменения в личной и семейной жизни, карьерные перспективы и финансовые ожидания, а также возможные проблемы со здоровьем....

26 12 2019 9:39:25

Богослужение - что такое Царские часы? |

Православное богослужение. Что такое царские часы? Почему некоторые молитвы называют часами?...

25 12 2019 2:15:29

Гороскоп на 2018 год для Весов - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Звезды подарят Весам в 2018 году все то, что они заслужили. Данный период можно назвать временем возможностей, улучшения материального положения и поднятия по карьерной лестнице. Правда, чтобы получить желаемое, представителям знака придется много и усердно работать. Лентяи могут даже не рассчитывать на успех....

23 12 2019 11:41:39

Стихия Огня – год Лошади 1966 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Сокровенные тайны стихии Огня в год Лошади, только у нас!...

22 12 2019 11:13:58

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.