Ответ проф. А.И. Осипову на критику книги "Откровенные рассказы странника" | > Вера и Веды
Вера и Веды    

Ответ проф. А.И. Осипову на критику книги "Откровенные рассказы странника" |


Ответ проф. А.И. Осипову на критику книги «Откровенные рассказы странника»

Одной из самых любимых книг для тех, кто в настоящее время стремится стяжать внутрен­нюю Иисусову молитву, является книга под названием «Откровенные рассказы странника». Эта книга написана неизвестным подвижником, кото­рый хотел скрыть свое имя от мира.

В этой кни­ге, отличающейся простым и в то же время заду­шевным и ярким языком, он с какой-то глубокой проникновенностью рассказывает о своем внутреннем духовном пути, как под руководством схимника — своего духовного отца — он научил­ся Иисусовой молитве и достиг высокой степени в том, что аскеты называют внутренним делани­ем, тайным поучением, хождением перед Богом, любовью Божией, цель которого заключается в соединении сердца с именем Иисуса Христа, а че­рез имя Божие — с Самим Господом.

В этой книге отражен непосредственный и не­поддельный опыт того, кто стяжал благодать Ду­ха Святого своими трудами и кровью. Кажется, что слова книги проникнуты и напоены светом и теплом благодати. Эта книга с первых же страниц захватывает душу читателя. Кажется, что сам странник беседует с нами лицом к лицу. Когда от­крываешь ее, то кажется, что ты слышишь тихий голос этого безвестного странника, который за­шел в твой дом, и ощущаешь его дыхание, соеди­ненное с именем Иисуса Христа. Когда читаешь эту книгу, то кажется, что вместе с рассказом странника в ее подтексте звучит непрестанная Иисусова молитва. Данную книгу прочитал великий учитель Ии­сусовой молитвы — святой Феофан Затворник и одобрил ее.

Другой великий святой, сын духоносных подвижников и отец последних Оптинских старцев, преподобный Амвросий Оптинский до­полнил рукописи этой книги, дописав к ней не­сколько глав. Эта книга является прекрасной жи­вой иллюстрацией к «Добротолюбию». Странник пишет не только о себе, но и о встретившихся ему людях различных сословий, которые занимались Иисусовой молитвой, и он как бы призывает чи­тателей книги войти в их число.

Господин Осипов, прочитав «Откровенные рассказы стран­ника», огорчился и решил, что эта книга — вред­ная, а сам он может быть более правильным и опытным наставником в Иисусовой молитве. И тем самым вместе со своим судом над книгой он подверг сомнению отзывы святителя Феофана и преподобного Амвросия о правильном духовном пути странника, т.е. усомнился в их компетентно­сти в вопросах внутренней духовной жизни, и таким образом, выразив свой плоский рационалистический взгляд на исихазм. Может быть, ему по­казалось обидным, что странник, вместо того, чтобы ходить и проповедовать, выбирал пустын­ные для безмолвия места и занимался вдали от людей Иисусовой молитвой.

Прежде всего, г-н Осипов бросил камень сво­ей критики в келью старца-схимника, который учил странника Иисусовой молитве. Г-н Осипов приводит цитату из творения святителя Игнатия (Брянчанинова), где тот советует новоначальным медленно произносить слова Иисусовой молитвы, не обращая внимания на число молитв, и сравни­вает это с продолжительным правилом, которое схимник дал своему ученику — 12000 молитв.

Вырванные из контекста цитаты без учета того, для кого писал святитель Игнатий (Брянчанинов), и без сопоставления их с общим учением святителя Игнатия о молитве, занимающим значительное место в его творениях, доказывают только непонимание или верхоглядство и поверхностное отношение многих ученых современников к вопросам христианской мистики и аскетики.

Святитель Игнатий советовал начинать обучение Иисусовой молитве с медленного чтения по следующей причине: у наших современников сознание и память обременены большим с большим объемом информации, которую они глотают жадно и без разбора. Их ум привык к мечтательности, оценкам, суждениям, рассудочным построениям, воображению, сочинительству и т.д., а молитва — это созерцание, где ум должен заключить в себя слова молитвы и вместо привычного потока мыслей и представлений стеснить себя, вернуться извне к своей собственной душе, а оттуда — к Богу. Это так трудно, как обуздать дикого коня, поэтому рассудок начинает метаться от слов молитвы к привычному хаосу помыслов и воображений. Нужно время, чтобы возвращать ум к словам молитвы и заставлять его пребывать в них.

Святой Иоанн Кронштадтский пишет то же самое: вначале молитвы надо читать медленно, но когда человек навыкнет к молитве и очистит ум и сердце, то тогда можно молиться быстрее. Что касается странника, то он подготовился к этой Иисусовой молитве постоянным чтением Библии и акафистов, при которых он клал до тысячи поклонов. Само странничество освободило его ум от забот, а сердце — от земных привязанностей, поэтому схимник, учитывая духовное стояние и образ жизни странника, дает ему большое количество Иисусовых молитв на каждый день, чтобы скорее привести его в состояние не­престанной молитвы и памяти о Боге.

Странник вначале ничего не знал о Иисусовой молитве, но сразу же почувствовал ее силу, и стяжание мо­литвы стало главным делом его жизни.

Многие наставники молитвы, руководствуясь указаниями преподобного Григория Синаита, раз­деляли Иисусову молитву на две части: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» и «Сыне Божий, по­милуй мя грешного». Каждая из этих частей пред­ставляла собой законченную молитву. Часть дня ученик говорил по четкам одну из сокращенных молитв, затем, для отдыха ума, переходил к дру­гой. Таким образом, в этот период обучения молитва состояла из пяти слов, затем предлагалась Иисусова молитва в полном виде. На Востоке ча­сто читали Иисусову молитву, состоящую из семи слов, опуская слово «грешного» (у святителя Фе­офана Затворника есть указание на такую молит­ву).

Современные афонские монахи чаще всего произносят Иисусову молитву из пяти слов: «Гос­поди, Иисусе Христе, помилуй мя». Так что обу­чение Иисусовой молитве, по св. Григорию Синаиту, включало в себя определенный период, когда ученик говорил Иисусову молитву в сокращенном виде, а потом уже переходил к восьмисловной мо­литве. Поэтому благословение схимонаха странни­ку читать вначале пятисловную Иисусову молитву имело своим основанием одно из древних монас­тырских преданий.

Господин Осипов находится в благоприятных условиях для изучения Иисусовой молитвы, так как он связан с Троице-Сергиевой Лаврой, где еще живут делатели Иисусовой молитвы,— те, кого называют старцами.

Поэтому г-н Осипов имеет возможность учиться под их руководством этому таинству внутренней жизни, а затем, учившись, говорить о том, что познал своим опытом, на лекциях студентам. Может быть, тогда он другими глазами прочитает книгу «Откровенные рассказы стран­ника».

Теперь остановимся на одной профанации профессора Осипова по отношению книги «Откровенные рассказы стран­ника», являющейся одним из лучших памятников позднего исихазма.

Господин Осипов взял у святителя Игнатия (Брянчанинова) совет для мирян и новоначальных монахов медленно читать Иисусову молитву, определил это время (15 минут для 100 молитв), и нашел, что для благоговейного исполнения правила странника – 12000 молитв – потребуется 32 часа в сутки. (Сначала г-н Осипов определил 30 минут для неспешного чтения 100 Иисусовых молитв, что для правила странника составило бы 64 часа в сутки (?!). Этот дешевый психологический эффект должен был превратить в глазах студентов книгу «Откровенные рассказы стран­ника» в анекдот, подписанный по ошибке святителем Феофаном Затворником и преподобным Амвросием Оптинским.).

С этим «открытием», как с военным трофеем, подобным шкуре задушенного льва, из которой известный герой сделал себе плащ, он пришел в лекционный зал и поразил слушателей сообщением о том, что земные сутки нельзя растянуть на 32 часа, и, следовательно, книга «Рассказы странника» — или вымысел, или странник произносил слова молитвы с быстротой скороговорки, т.е. по сути дела, странник не молился, а кощунствовал священными словами: произносил имя Бога всуе.

Однако оказывается, что г-н Осипов или не­достаточно внимательно прочитал текст книги, или умышленно исказил его. Между тем, в книге ясно сказано, что схимник благословил странни­ка читать Иисусову молитву в сокращенном виде, а именно: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». В книге имеется указание на то, что стран­ник произносил каждое слово молитвы синхронно с биением сердца. Теперь последуем методу г-на Осипова, чтобы высчитать, сколько часов понадо­билось в сутки страннику для исполнения своего ежедневного правила — 12000 молитв.

Среднее число биений сердца у мужчин 72 удара в минуту. Время одной Иисусовой молитвы равно 5-ти ударам сердца. 72 делим на 5, получа­ется 14-15 молитв за минуту. 14 умножим на 60 и получим 840 молитв за 1 час. Итак, 12000 де­лим на 840, получается 14 часов 30 минут. Зна­чит, странник мог выполнить свое правило за 14-15 часов. Это вполне соответствует рассказу странника, который писал, что начинал правило утром и продолжал до начинающихся сумерек. У него оставалось еще время на сон и еду 9-10 часов. Поэтому пословица «Поспешишь — людей насмешишь» относится не к страннику, а скорее к его критикам.

архимандрит Рафаил (Карелин)



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Стихия металла: год Козы 1991 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Покровительствующая стихия Металла в год Козы! Спеши узнать!...

25 11 2020 18:59:45

Стихия Огня – год Кабана Свиньи 2007 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Характеристика людей родившихся в год кабана-свиньи под покровительством стихии Огня...

24 11 2020 22:43:47

Паранормальные способности по знакам зодиака - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Способности к магии по знакам зодиака Каждому человеку, родившемуся под определенным знаком Зодиака, от рождения были дарованы необычные таланты, которые м...

23 11 2020 7:12:47

СКОРПИОН: гороскоп на 2011 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Скорпион - гороскоп на 2011 год, полная информация о том, что ждет тебя в будущем году...

22 11 2020 12:11:15

Василий Великий. Житие |

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, "принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам с...

21 11 2020 14:46:23

Заказать бесплатно православный сайт |

Православная студия " Занаат" дарит вашему приходу бесплатный приходской сайт. Дорогие братья и сестры! Бесплатный Православный сайт - это проект который......

20 11 2020 19:44:28

Что делать если близкие занимаются колдовством? |

Отношения человеческие со знакомыми нужно сохранить. Не презирайте их, но смотрите на них как на духовно больных. Прежние формы общения с бывшими...

17 11 2020 7:34:45

РЫБЫ: гороскоп на 2011 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп на 2011 год для Рыб - любовь, отношения, работа, карьера - узнай, что готовят звезды в год белого кролика!...

15 11 2020 6:24:50

Женщина-Дракон: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Женщина Дракон - какая она? Женский Гороскоп о любви и характере той, что рождена под покровительством Дракона...

14 11 2020 16:58:17

Стихия Земли – год Дракона 1988 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Характер человека рожденного в 1988 году - в год Дракона под покровительством стихии Земли. Это надо знать!...

12 11 2020 11:35:52

Стихия Металла – год Петуха 1981 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Секреты и тайны стихии Металла в характере людей, родившихся в 1981 год Петуха!...

11 11 2020 2:51:20

Женщина-Бык: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Женщина-бык - характер и описание людей по восточному гороскопу...

09 11 2020 15:53:22

✩ Стрелец: гороскоп 2019 ✩ каким будет 2019 год для Стрельцов?

Каким будет 2019 год для людей, родившихся под знаком Стрельца. Чего ждать в карьере, любовной сфере. Изменится ли материальное положение в год Свиньи....

08 11 2020 7:50:27

КОЗЕРОГ: гороскоп на 2011 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп для Стрельцов на 2011 год - что готовят звезды в грядущем году? Узнай об этом подробнее!...

07 11 2020 17:47:15

Энциклопедия демонических существ - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Душа человека - это истинная частица Бога. Так утверждает книга " Тания", основополагающий труд хасидизма Х А Б А Д. Ту же мысль мы можем найти и в других велич...

05 11 2020 8:47:54

Год Обезьяны гороскоп – карьера - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Интересные факты карьерного роста людей, родившихся в год Обезьяны!...

03 11 2020 17:26:32

Настольная книга священника - решение недоуменных вопросов (скачать) |

Настольная книга священника - Решение недоуменных вопросов из пастырской практики С К А Ч А Т Ь Настоящий справочник составлен редакцией общероссийского...

02 11 2020 6:16:38

Гороскоп на 2018 год для Водолеев - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

В 2018 году перед Водолеем откроются перспективы карьерного роста, его финансовое положение значительно улучшится. Собака будет покровительствовать представителям зодиакального знака и убережет их от бед и напастей....

01 11 2020 19:16:54

Коса вокруг головы (онлайн обучение) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Обучающее видиео, как самой сплести косу вокруг головы...

29 10 2020 22:48:26

Церковные суеверия. Как искажается христианство

Церковные суеверия - один из самых страшных врагов Церкви. Потому что, чаще всего, именно посредством их искажается христианство, искажается сама суть пр......

28 10 2020 12:31:45

Стихия Земли – год Тигра 1998 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп для тигра 1998 по восточному календарю. Стихия покровитель - Земля...

27 10 2020 21:10:23

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.