Исповедь - насколько часто следует исповедоваться? | > Вера и Веды
Вера и Веды    

Исповедь - насколько часто следует исповедоваться? |


Исповедь — насколько часто следует исповедоваться?

Исповедь. У нас, к сожалению, действительно в голове очень много всего перемешано, и нам кажется, что, если человек не может не грешить, он должен исповедоваться чуть ли не каждый день.

Частая исповедь бывает очень полезной на определенном этапе нашей жизни, особенно, когда человек только-только делает первые шаги в вере, только-только начинает переступать порог храма, и для него открывается пространство новой жизни, почти неизвестное. Он не знает, как ему правильно молиться, как ему выстроить свои отношения с ближними, как ему вообще ориентироваться в этой своей новой жизни, поэтому он все время ошибается, все время, кажется ему (и не только ему), делает что-то не то.

Так, частая исповедь для тех людей, которых мы называем неофиты, — очень важный и серьезный этап их узнавания Церкви, понимания всех основ духовной жизни. Такие люди входят в жизнь Церкви в том числе через исповедь, через разговор со священником. Где еще так близко поговоришь со священником, как не на исповеди? Главное, они получают здесь свой основной первый христианский опыт понимания своих ошибок, понимания, как строить отношения с другими людьми, с самим собой. Такая исповедь очень часто бывает духовническим, исповедальным разговором больше, чем покаянием в грехах. Можно сказать — катехизаторской исповедью.

Но со временем, когда человек уже понимает многое, знает многое, приобрел некий опыт через пробы и ошибки, для него очень частая и подробная исповедь может стать препятствием. Не обязательно для всех: кто-то вполне нормально себя чувствует при частой исповеди. Но для кого-то может стать именно барьером, потому что человек вдруг приучается думать примерно так: «Если я все время живу, значит, я все время грешу. Если я все время грешу, значит, я все время должен исповедоваться. Если я не буду исповедоваться, как же я с грехами подойду к причастию?» Здесь существует такой, я бы сказал, синдром недоверия Богу, когда человек думает, что за исповеданные грехи он удостоился чести получить Таинство Тела и Крови Христовой.

Конечно же, это не так. Сокрушенный дух, с которым мы приходим к причащению Святых Христовых Тайн, не отменяет нашей исповеди. А исповедь не отменяет сокрушенного духа.

Дело в том, что человек не может на исповеди так поисповедоваться, чтобы все-все свои грехи взять и изложить. Невозможно. Даже если он возьмет и просто перепишет книгу с перечислением всех всевозможных грехов и извращений, которые только существуют на Земле. Это не будет исповедью. Это не будет ровно ничем, кроме формального акта недоверия Богу, что само по себе, конечно, не очень хорошо.
Самая страшная духовная болезнь

Люди, бывает, придут вечером на исповедь, потом с утра идут в храм, и тут — ах! — у самой Чаши вспоминают: «Забыл этот грех исповедовать!», — и чуть ли не из очереди к причастию убегают к священнику, который продолжает исповедь, с тем, чтобы сказать то, что он забыл сказать на исповеди. Это, конечно, беда.

Или начинают вдруг у Чаши лепетать: «Батюшка, я забыл сказать на исповеди то-то и то-то». С чем человек приходит к причастию? С любовью или с недоверием? Если человек знает и доверяет Богу, то он знает, что Бог пришел в этот мир грешников спасти. «От них же первый есмь аз», — эти слова говорит священник, и говорит каждый из нас, когда приходит к исповеди. Не праведные причащаются Святых Христовых Таин, а грешные, из которых каждый, приходящий к Чаше, первый, потому что он грешный. Значит, он даже с грехами причащаться идет.

Он кается в этих грехах, сокрушается о них; это сокрушение — самое главное, что дает человеку возможность причаститься Святых Христовых Таин. Иначе, если человек исповедался перед причастием и почувствовал себя уверенным в том, что теперь-то он достойно причастится, теперь у него есть право принятия Святых Христовых Таин, то, думаю, что хуже и страшнее этого ничего быть не может.

Как только человек почувствует себя достойным, как только человек почувствует себя вправе причащаться, — наступит самая страшная духовная болезнь, которая только может постигнуть христианина. Посему во многих странах причастие и исповедь не являются обязательной сцепкой. Исповедь совершается в свое время и в своем месте, причастие совершается во время Божественной литургии.

Поэтому те, кто исповедовались, скажем, неделю назад, две недели назад, а совесть их мирна, отношения с ближними у них хорошие, и совесть не обличает человека в каких-то таких грехах, которые бы как страшное и неприятное пятно тяготели на его душе, он может, сокрушаясь, подходить к Чаше… Понятно, каждый из нас во многом грешен, каждый — несовершенен. Мы осознаем, что без помощи Божией, без милости Божией не станем другими.

Перечислять те грехи, которые Бог знает о нас, — для чего делать то, что и так ясно? Я каюсь в том, что я гордый человек, но я не могу в этом каяться каждые 15 минут, хотя каждую минуту я остаюсь таким же гордецом. Когда я прихожу на исповедь каяться в грехе гордости, я искренне в этом грехе каюсь, но понимаю, что, отойдя от исповеди, я не стал смиренным, не исчерпал этот грех до конца. Поэтому было бы бессмысленно мне каждые 5 минут приходить и снова говорить: «Грешен, грешен, грешен».

Мой грех — это мой труд, мой грех — это моя работа над этим грехом. Мой грех — это всегдашнее самоукорение, ежедневное внимание к тому, что я принес Богу на исповедь. Но я не могу об этом говорить Богу каждый раз, Он и так это знает. Я скажу это в следующий раз, когда этот грех снова сделает мне подножку и снова покажет мне всю мою ничтожность и всю мою оторванность от Бога. Я еще раз несу искреннее покаяние в этом грехе, но пока знаю, что я этим грехом заражен, пока этот грех не принудил меня отвернуться от Бога настолько, что я почувствовал, насколько сильно это отдаление, этот грех может не быть предметом моей всегдашней исповеди, но должен быть предметом моей всегдашней борьбы.

То же самое касается и повседневных грехов. Скажем, очень трудно человеку бывает прожить целый день, никого не осудив. Или прожить целый день, не сказав ни одного лишнего, праздного слова. От того, что мы эти грехи будем постоянно называть на исповеди, ровным счетом ничего не поменяется. Если каждый день вечером, отходя ко сну, мы будем проверять свою совесть, не просто читать вот эту заученную молитву, последнюю в вечернем правиле, где там мшелоимство, лихоимство и всякое другое непонятное «-имство» вменяется нам в грех, а просто по-настоящему проверим свою совесть и поймём, что сегодня опять было подножкой в нашей жизни, что сегодня опять мы не удержали на высоте нашего христианского призвания, тогда мы принесем покаяние к Богу, это будет наш духовный труд, это будет именно то делание, которого от нас ожидает Господь.

Но, если мы будем этот грех перечислять каждый раз, когда приходим на исповедь, но при этом ровно ничего не делать, то эта исповедь оказывается очень даже сомнительной.
Небесной бухгалтерии не существует

К частоте исповеди каждый христианин может относиться, исходя из реалий своей духовной жизни. Но странно думать о Боге как о прокуроре, считать, что есть некая небесная бухгалтерия, которая зачетом принимает все наши исповеданные грехи и ластиком стирает их из какого-то гроссбуха, когда мы пришли на исповедь. Поэтому мы боимся, а вдруг что забыли, вдруг не сказали, и ластиком не сотрется?

Ну, забыли и забыли. Ничего страшного. Мы вообще своих грехов почти не знаем. Всякий раз, когда мы духовно оживаем, мы вдруг видим себя такими, какими мы не видели себя раньше. Иногда человек, прожив много лет в Церкви, говорит священнику: «Батюшка, мне кажется, что раньше я был лучше, я никогда таких грехов, как сейчас, не совершал».

Значит ли это, что он был лучше? Нет, конечно. Просто тогда, много лет назад он себя совсем не видел, не знал, кто он такой. А со временем Господь человеку открыл его сущность, и то не до конца, а только в той самой степени, в которой человек к этому способен. Потому что, если бы в начале нашей духовной жизни Господь нам показал всю нашу неспособность к этой жизни, всю нашу немощь, всю нашу внутреннюю некрасивость, то, может быть, мы так бы отчаялись от этого, что и не захотели бы никуда дальше идти. Поэтому Господь по милости Своей даже грехи наши открывает постепенно, зная, какие мы грешные. Но при этом допускает нас до причастия.
Исповедь — не тренировка

Я не думаю, что исповедь — это то, в чем человек себя тренирует. У нас есть духовные упражнения, в которых мы в некотором смысле себя тренируем, настраиваем — это, например, пост. Регулярность его утверждается в том, что человек во время поста старается упорядочить свою жизнь. Еще к духовным «тренировкам» можно отнести молитвенное правило, которое тоже действительно помогает человеку упорядочить его жизнь.

Но если причастие рассматривать с этой точки зрения, то это — катастрофа. Нельзя причащаться регулярно ради регулярности причастия. Регулярное причастие — это не зарядка, не физкультура. Это не значит, что раз я не причастился, то чего-то я утерял и должен причащаться, для того чтобы накапливать какой-то духовный потенциал. Все совсем не так.

Человек причащается, потому что он без этого не может жить. У него есть жажда причащаться, у него есть стремление быть с Богом, у него истинное и искренне желание открывать себя для Бога и становиться иным, соединяясь с Богом… И таинства Церкви не могут стать для нас какой-то такой физкультурой. Они не для этого даны, они все-таки не упражнения, а — жизнь.

Встреча друзей и близких происходит не потому, что друзья должны встречаться регулярно, иначе они не будут дружить. Друзья встречаются, потому что их очень тянет друг к другу. Вряд ли будет полезно дружбе, если скажем, люди поставят себе задачу: «Мы друзья, поэтому для того, чтобы наша дружба крепла, мы должны встречаться каждое воскресенье». Это абсурд.

То же самое можно сказать и о таинствах. «Если я хочу правильно исповедоваться и выработать в себе настоящее покаянное чувство, я должен исповедоваться каждую неделю», — звучит абсурдно. Как и вот это: «Если я хочу стать святым и быть с Богом всегда, я должен причащаться каждое воскресенье». Просто нелепость.

Более того, мне кажется, есть в этом некая подмена, потому что все стоит не на своих местах. Человек исповедуется, потому что у него сердце болит, потому что душа у него страдает от боли, потому что он нагрешил, и ему стыдно, ему хочется очистить свое сердце. Человек причащается не потому, что регулярность причастия делает его христианином, а потому что он стремится быть с Богом, потому что он не может не причащаться.
Качество и частота исповеди

Качество исповеди не зависит от частоты исповеди. Конечно, есть люди, которые раз в год исповедуются, раз в год причащаются — и делают это, сами не понимая, для чего. Потому что так положено и уж как-то надо бы, время подошло. Поэтому у них, конечно, нет некоторого навыка к исповеди, понимания ее сути. Поэтому, как я уже сказал, для того чтобы войти в церковную жизнь, научиться чему-то, конечно, на первых порах нужна регулярная исповедь.

Но регулярность исповеди — это не значит раз в неделю. Регулярность исповеди может быть разной: 10 раз в год, раз в месяц… Когда человек свою жизнь духовно выстраивает, он чувствует, что ему надо исповедоваться.

Вот как священники: они же каждый для себя ставят определенную регулярность своей исповеди. Я даже думаю, что тут даже нет какой-то регулярности, кроме того, что сам священник чувствует момент, когда ему необходимо уже исповедоваться. Есть некое внутренне препятствие к причастию, есть внутреннее препятствие к молитве, приходит понимание, что жизнь начинает рассыпаться, и нужно идти на исповедь.

Вообще, человек должен так жить, чтобы чувствовать это. Когда у человека нет чувства жизни, когда человек все измеряет определенным внешним элементом, внешними действиями, тогда, конечно, он будет удивляться: «Как же так можно причащаться без исповеди? Как это? Это какой-то ужас!»

о. Алексий Умнинский



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Прелесть - что значит впасть в прелесть |

В святоотеческой аскетике "прелесть" – одно из важнейших понятий. Словами впасть в прелесть определяется внутреннее состояние человека, которого обманули (п...

03 08 2020 20:48:54

Гадание на бамбуковых палочках, трактовка значений - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гадание на бамбуковых палочках пришло к нам из Японии. Там это предсказание носит поэтичное название " Мокусо дзей". Оно немного похоже на гадание И-цзин, т...

02 08 2020 5:35:55

Что делать если близкие занимаются колдовством? |

Отношения человеческие со знакомыми нужно сохранить. Не презирайте их, но смотрите на них как на духовно больных. Прежние формы общения с бывшими...

01 08 2020 5:48:25

Женщина-Бык: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Женщина-бык - характер и описание людей по восточному гороскопу...

31 07 2020 5:28:39

Мощи святых - в защиту почитания мощей |

Мощи святых - как отвечать сектантам на их выпады против почитания мощей. Читайте статью Прасловой Ирины на " Дышу Православием"....

30 07 2020 2:47:27

Календарь стрижек: октябрь 2011 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Лунный календарь стрижки волос - октябрь 2011 что нужно знать обязательно о влиянии Луны на наше здоровье!...

29 07 2020 5:39:36

Мужчина-Обезьяна: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Сокровенные секреты про мужчин, родившихся в год Обезьяны! Познай все тайны!...

28 07 2020 6:20:46

Блаженны нищие духом или по каким заповедям мы живем |

Блаженны нищие духом — говорит нам Господь. Что это означает? Эта заповедь самая непонятная и самая загадочная из всех. Есть разные объяснения того, что...

27 07 2020 0:17:20

Можно ли быть христианином без знания догматов? |

В настоящее время нередко приходится слышать, что хотя изучение догматов и ведёт к повышению богословской эрудиции, однако принципиального значения для......

26 07 2020 9:49:34

Успенский Адмиралтейский храм -

Успенский Адмиралтейский храм. Пятиглавый "корабль спасения" - так можно назвать Успенский Адмиралтейский храм в Воронеже. Это древнейшее строение является...

25 07 2020 9:31:37

Обрядоверие или благоговение? |

Обрядоверие или благоговение? В среде православных верующих часто можно встретить желание помолиться непременно перед чудотворной иконой, съездить в...

24 07 2020 4:34:11

Гадание на воске - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гадание на воске - одно из наиболее распространенных рождественских гаданий, этим способом предсказывать будущее пользовались еще наши бабушки и прабабушки...

21 07 2020 21:47:55

Стихия Огня – год Козы 1967 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Стихия Огня для людей, родившихся в год Козы! Вы не поверите!...

20 07 2020 18:20:45

Гороскоп на 2017 год Рак - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Что в будущем ждёт Раков: гороскоп на 2017 год для этого знака зодиака. Изменения в личной и семейной жизни, карьерные перспективы и финансовые ожидания, а также возможные проблемы со здоровьем....

19 07 2020 21:57:17

Сектоведу - 20 ошибок сектоведа |

Сектоведу. Здесь собраны 20 ошибок, которые допускает сектовед в профилактике или противодействии сектам. Полезно прочитать всем, кто работает с сектами...

18 07 2020 17:20:34

Стихия Дерева – год Кабана Свиньи 1995 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Люди рожденные под стихией Дерева в год кабана 1995 гороскоп - основные характеристики темперамента....

17 07 2020 20:14:53

Восточный гороскоп: год Козы - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Все, что вы бы могли узнать про людей, родившихся в год Козы! Только здесь!...

16 07 2020 3:14:27

Женщина-Обезьяна: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Самое интересное про женщин, родившихся в год Обезьяны, ждет тут! Спешите сюда!...

15 07 2020 4:32:24

Восточный календарь по годам рождения - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

таблица точных дат начала и окончания года по восточному календарю...

14 07 2020 10:27:47

Женщина-Лошадь: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Интересный восточный гороскоп для женщин в год Лошади!...

13 07 2020 20:59:50

Детский пост - с какого возраста поститься детям? |

Детский пост - с какого возраста поститься детям? Детский пост является духовной школой. Они научаются драгоценной добродетели – управлять своими желаниям...

11 07 2020 15:24:30

Мужчина-Лошадь: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Восточный гороскоп, специально для мужчин, родившихся в год Лошади!...

10 07 2020 1:18:22

Стихия Земли – год Кролика (Кота) 1999 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Узнай какой характер у человека, рожденного в 1999году под покровительством Кролика ( Кота) и стихии земли по восточному календарю....

09 07 2020 20:52:40

Заказать бесплатно православный сайт |

Православная студия " Занаат" дарит вашему приходу бесплатный приходской сайт. Дорогие братья и сестры! Бесплатный Православный сайт - это проект который......

08 07 2020 23:48:38

Коса из 5 прядей (обучающее видео) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Обучение плетению косичек из пяти прядей пошагово...

07 07 2020 13:33:48

Вечерние прически с косами (обучение онлайн) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Вечерняя прическа с косами, создайте свой имидж не выходя их дома, видео урок....

06 07 2020 20:30:50

Женщина-Кабан: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Женщина кабан характеристика по восточному календарю...

05 07 2020 19:21:16

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.