Монофизитская ересь. Армянская церковь | > Вера и Веды
Вера и Веды    

Монофизитская ересь. Армянская церковь |


Монофизитская ересь. Армянская церковь

Православное вероучение исповедует во Христе две совершенные и различные природы, человеческую и Божественную. При этом мы верим в единое Лицо Христа Спасителя, в Своей Ипостаси или Личности соединившее две природы. Под природой или сущностью подразумевается единое обобщающее и видообразующее начало. Под ипостасью или лицом – конкретный индивид, обладающий присущими только ему особыми чертами. Учение о Богочеловечестве Христа догматизировано соборно и считается непреложным для всех православных христиан.

Принятию догмата предшествовали годы ожесточенной богословской полемики, несторианское заблуждение, монофизитская ересь и церковная смута, итогом которой стал раскол, отделивший от Православия часть Древневосточных церквей. Давайте более подробно рассмотрим эти события.

В начале V века умы восточных богословов волновал вопрос полноты Божественной и человеческой природ Христа. Появилось учение архиепископа Константинопольского, Нестория, утверждавшего, что Дева Мария родила не Бога, а обычного человека, в которого в момент рождения вселился Бог. По Несторию выходило, что единство личности Спасителя было лишь видимым, внешним, на самом же деле во Христе отдельно обитали две личности, человеческая и Божественная. Эти личности были разделены между собой, Божество обитало в человеке, как в сосуде или храме.

Следствием заблуждения Нестория явилось отрицание Богочеловечества Христа, умаление Его спасительного подвига, ведь раз Божественного и человеческого единства не существовало, значит человеческая природа не получала дара обожения и спасения. В 431 году, III Вселенский Собор осудил учение Константинопольского архиепископа, как ересь.

Главным оппонентом Нестория выступал свят. Кирилл Александрийский. Он сформулировал учение об ипостасном единстве человеческой и Божественной природ Христа, об их взаимном общении и взаимном проникновении. К сожалению, в его учении присутствовала недостаточная точность терминологии, он не делал разграничения между понятиями «природа» и «ипостась». К тому же, он ввел выражение «единая природа Бога-Слова, воплощенная», впоследствии перетолкованное фанатиками-еретиками в контексте исключительности Божественной природы Спасителя.

В среде фанатичных последователей учения свят. Кирилла Александрийского позднее и зародилась монофизитская ересь. Стремясь оградить православный мир от крайностей богословия Нестория, монофизиты впали в крайность ему противоположную. Если несториане считали Христа человеком, умаляя Его Божественное достоинство, монофизиты, наоборот, учили о Божественности Спасителя, в ущерб Его человечеству. Монофизиты называли Спасителя человеком, но они не рассматривали человеческое начало самостоятельным и полноценным.

Несмотря на то, что III Вселенский Собор осудил Нестория, на Соборе не удалось, в полной мере, раскрыть учение о Лице Христа. Через 20 лет, IV Вселенским Собором была обличена монофизитская ересь, но опять не было дано четкого определения в понимании единой Ипостаси Спасителя, есть ли это единая Ипостась Бога Сына или это Ипостась, появившаяся посредством соединения двух ипостасей, человеческой и Божественной. Недосказанность формулировок дала повод монофизитам ошибочно интерпретировать орос IV Собора в несторианском стиле и объявить его еретическим.

В V веке монофизитская ересь стремительно распространялась, чему способствовали неудачные попытки богословов того времени объединить идею о единой Ипостаси Христа с идеей о полноте двух природ Спасителя. Полнота природы подразумевала и отдельную личность, этой природе присущую. Поэтому признание двух полноценных природ Христа означало, по мнению монофизитов, признание и двух личностей Спасителя, что грозило уклонением в несторианство. С православной же точки зрения, монофизитское умаление человеческой природы Христа, было отрицанием Его единосущия роду человеческому и обесценивало спасительный подвиг Богочеловека, а это уже вело к евтихианству, крайнему течению монофизитской ереси.

Решением проблемы полноты двух природ Спасителя, стало введение в VI веке новых богословских терминов. Посредством трудов великих богословов своего времени Иоанна Грамматика Кесарийского, Леонтия Византийского, Леонтия Иерусалимского появились такие понятия, как «воипостасное», или «воипостасная сущность (природа)». С помощью этих терминов удалось сформулировать учение о возможности существования сложных ипостасей, состоящих из нескольких природ. Каждая из них вовсе не должна обладать собственной ипостасью, а может проявлять себя в составе единого сложного лица. К примеру, ипостась человека состоит из двух природ, духовной и телесной, каждая из которых в отдельности не может существовать самобытно. Так и в Христе, человеческая ипостась существовала не как самостоятельная личность, а как воипостасное. «Мы говорим, что человечество Спасителя не существовало в своей собственной ипостаси, но с самого начала существует в ипостаси Логоса, поскольку «Он, восприняв (плоть) в собственную Ипостась, наделил ее лицом» (свят. Леонтий Иерсалимский). Человеческая ипостась получила свое Я, стала личностью в Лице Христа, Он жил и действовал через Божественную и через единосущную нам человеческую природу.

Увы, но уврачевать церковный раскол, вызванный ересью, удалось не сразу. Десятилетия Восточную и Западную церкви раздирала смута. Еретиков поддерживали некоторые императоры. Предпринимались попытки примирить православных и монофизитов компромиссным путем и силой. К сожалению, к вероучительному разногласию, со временем, прибавились политические мотивы. Окраины Византийской империи стремились отделиться от нее и стать самостоятельными, как территориально, так и религиозно, монофизитская ересь использовалась в качестве предлога для отделения.

Стоит сказать, что монофизитство состояло из нескольких течений, представители которых отличались, как крайне радикальными взглядами (евтихианство), так и умеренными (северианство). Евтихиане исповедовали два естества во Христе до Воплощения и одно единое после него. Севериане же признавали во Христе одну ипостась, состоящую из двух сторон, человеческой, единосущной нам и Божественной. Человеческую сторону они располагали в положении, подчиненном к Божеству. Со временем монофизитское движение раскололось на множество сект, заблуждения которых принимали совсем нелепые формы. Так аффартодокеты считали Тело Христа нетленным, а агноиты утверждали, что Христос мог не знать некоторых вещей, как этого не знают обычные люди.

Большинство этих религиозных течений, запутавшись в тонкостях своего вероучения, распалось еще в VI веке. Но некоторые из умеренных монофизитских направлений существуют и сейчас. К ним относятся, не признавшие решений IV Вселенского (Халкидонского) Собора и сохранившие апостольское преемство некоторые Древневосточные церкви. Мы называем их Ориентальной семьей Древнеправославных церквей. Это Армяно-Григорианская Апостольская церковь, Коптская Православная церковь, Сиро-Яковитская церковь и др.

В заключении, хочется немного подробнее коснуться вероучения близкой нам по духу Армяно-Григорианской Апостольской церкви. Армянская церковь, хоть и не признает деяний IV Халкидонского Вселенского Собора, но, в то же время, она не считает себя монофизитской, осуждая крайнее проявление монофизитства – евтихианство.

Основным отличием вероучения Армянской церкви от Православного является исповедание армянами одной общей и единой Богочеловеческой природы Христа и одной воли, в то время, как Православные, исповедуют две природы Спасителя, «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» (Халкидонский орос) соединенные в Его Лице и две воли, Божественную и человеческую, не противоречащую Божеству, а находящуюся в гармонии с ним. Помимо вероучительных, между нами существуют и некоторые обрядовые расхождения. К примеру армяне крестятся слева направо, в то время как у нас принято осенять себя крестным знамением справа налево.

Несмотря на догматические заблуждения, будет неверно называть представителей Армянской церкви монофизитами. Монофизитство, это отрицание единосущия нам Христа по человечеству. Армянская церковь, так же, как и Православная, не сомневается в Богочеловечестве Христа, она признает Спасителя как истинным Богом, так и единосущным нам, полноценным человеком.

С V века мы не имеем евхаристического общения с Армянской церковью, то есть мы не можем причащаться с армянами из одной чаши. Армяне, желающие приступить к Православным Таинствам должны предварительно пройти специальный чин присоединения. Существует три вида чинопоследования присоединения, через Крещение, через Миропомазание и через Покаяние.

Присоединение армян осуществляется третьим чином, через Покаяние. Третий чин совершается над всеми представителями тех христианских течений, в среде которых было сохранено апостольское преемство рукоположения, но вероучение их в некоторой степени уклонилось от Православного. Таинства Крещения и Миропомазания таких церковных сообществ считаются действительными и в лоне Православной Церкви.

Хочется надеяться, что со временем догматические препятствия с нашими армянскими братьями во Христе удастся преодолеть и многовековой церковный раскол будет уврачеван.

Ирина Праслова



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Календарь стрижек: сентябрь 2013 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Календарь стрижки волос на сентябрь 2013 года - удобная таблица для расчета благоприятного дня для стрижки и окрашивания...

08 08 2020 8:55:30

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Краткая история возникновения. - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Нейро-лингвистическое программирование ( Н Л П). Краткая история возникновения. Нейро-лингвистическое программирование ( Н Л П) – это молодое направление, объеди...

07 08 2020 10:58:57

Стихия Огня – год Крысы 1936, 1966 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Люди рожденные в год крысы в 1936 и 1966 - огненные крысы по восточному календарю....

06 08 2020 0:15:30

РЫБЫ: гороскоп на 2011 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп на 2011 год для Рыб - любовь, отношения, работа, карьера - узнай, что готовят звезды в год белого кролика!...

05 08 2020 18:27:55

Календарь стрижек: февраль 2011 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Лунный гороскоп стрижки волос на февраль 2011 года - узнай, когда самое подходящее время сделать стрижку и окраску....

04 08 2020 17:39:11

Гороскоп на 2019 год для Скорпионов | Эзотерика

Гороскоп 2019 для Скорпионов призывает их быть гибкими и целеустремлёнными. Плывя под парусом по волнам, знаку нужно аккуратно лавировать. Не имеет смысла идти...

03 08 2020 17:38:11

Календарь стрижек: сентябрь 2011 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Подобрать самый благоприятный день для стрижки волос в сентябре 2011 поможет наш календарь стрижек. Узнайте, когда лучше всего записаться к парикмахеру....

02 08 2020 10:16:19

Ночные звуки соловья - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Ночные звуки соловья. Релаксация под звуки природы....

01 08 2020 1:35:57

Стихия Дерева – год Лошади 1954 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Интересные факты про стихию Дерева в год Лошади. Поспешите узнать!...

31 07 2020 4:28:13

ДЕВА: гороскоп на 2012 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

2012 год для Девы будет удачным, успех ждет всех Дев без исключения, если только точно знать, что нужно делать и как нужно думать. Читайте гороскоп на 2012 год и будьте счастливы!...

30 07 2020 14:58:34

Стихия Огня – год Быка 1997 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Стихия огня в жизни людей рожденных в год огненного быка 1997 по восточному гороскопу...

29 07 2020 11:42:48

Добро и зло - почему Бог не остановит все зло на земле? |

Если Бог всемогущ, то почему Бог не остановит все зло на земле? Многие считают, что на этот вопрос ответа не существует. Давайте разберемся, так ли это....

28 07 2020 3:45:13

Ступени покаяния, или что опечалило апостола Петра? |

Почему апостола Петра опечалил именно третий вопрос Спасителя: « Любишь ли Меня?» В чем смысл замены в греческом тексте одного слова, обозначающего любовь,...

27 07 2020 19:24:19

Тщеславие - игра на струнках Дейла Карнеги |

Тщеславие - игра на струнках Дейла Карнеги. Собственное открытие главной страсти в человеке, «безотказной педали», которая всегда срабатывает, Дейл Карнеги...

26 07 2020 13:41:24

Стихия Металла – год Кабана Свиньи 1971 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

год Кабана Свиньи 1911, 1971 - характеристика по восточному гороскопу людей под стихией Металла...

25 07 2020 20:13:13

Гадание на воске - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гадание на воске - одно из наиболее распространенных рождественских гаданий, этим способом предсказывать будущее пользовались еще наши бабушки и прабабушки...

24 07 2020 17:26:21

Суеверия в Церкви и предрассудки наших современников |

Суеверия в Церкви и предрассудки наших современников. На первый взгляд кажется, что проблема предрассудков и суеверий решается до банальности просто: скаже...

23 07 2020 23:56:22

Соответствие Камней Рунам - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Круги из камней, как и другие магические круги, возможно, строились для того, чтобы служить накопителями волшебной силы, и за многие годы сами камни вобрал...

22 07 2020 21:59:34

Почему верующие страдают? |

Почему верующие страдают? Дорогие братья и сестры, на земле все мы должны терпеть разного рода скорби, как и говорит Господь: « В мире будете иметь скорбь...

21 07 2020 1:22:46

Энциклопедия демонических существ - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Душа человека - это истинная частица Бога. Так утверждает книга " Тания", основополагающий труд хасидизма Х А Б А Д. Ту же мысль мы можем найти и в других велич...

20 07 2020 23:57:25

Стихия Дерева – год Дракона 1964 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп для людей рожденный в 1964 году - в год Дракона под покровительством стихии Дерева....

19 07 2020 16:37:28

ВОДОЛЕЙ: гороскоп на 2013 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп для Водолея на 2013 год - личная жизнь, любовь, отношения, карьера, финансы - каким делом нужно заниматься Водолею в наступающем году Змеи....

18 07 2020 7:59:52

Пляжные прически (обучение онлайн) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Быстрая пляжная прическа очень красиво смотрится и не мешает в жару на пляже...

17 07 2020 2:41:24

Мужчина-Обезьяна: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Сокровенные секреты про мужчин, родившихся в год Обезьяны! Познай все тайны!...

15 07 2020 13:13:31

Стихия Воды – год Тигра 1962 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

1962г - Год Тигра под покровительством стихии Воды. Характер и привычка людей рожденных в это время по восточному гороскопу...

14 07 2020 6:24:46

Как воспитывать детей? |

Среди тех обязанностей, которые в этой жизни возложил на нас Бог, нет, наверно, более важной и более трудной, чем воспитывать детей. Они не только наше, н...

13 07 2020 18:28:18

РЫБЫ: гороскоп на 2012 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Что же такого грандиозного ждет Рыб в 2012 году расскажут звезды. Любовь, карьера, здоровье - три сферы жизни, в которых Рыб ждут новые события....

12 07 2020 14:42:26

Прическа с косой на длинные волосы (видео онлайн) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Как заплести косу и красивый и пышный пучок на затылке своими руками...

11 07 2020 7:31:32

Плакать по умершему – мера православного плача |

Плакать по умершему – мера православного плача. Часто мы видим, как безутешны христиане, потерявшие близкого им человека, словно не христиан хоронят они...

10 07 2020 1:39:19

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.