Монофизитская ересь. Армянская церковь | > Вера и Веды
Вера и Веды    

Монофизитская ересь. Армянская церковь |


Монофизитская ересь. Армянская церковь

Православное вероучение исповедует во Христе две совершенные и различные природы, человеческую и Божественную. При этом мы верим в единое Лицо Христа Спасителя, в Своей Ипостаси или Личности соединившее две природы. Под природой или сущностью подразумевается единое обобщающее и видообразующее начало. Под ипостасью или лицом – конкретный индивид, обладающий присущими только ему особыми чертами. Учение о Богочеловечестве Христа догматизировано соборно и считается непреложным для всех православных христиан.

Принятию догмата предшествовали годы ожесточенной богословской полемики, несторианское заблуждение, монофизитская ересь и церковная смута, итогом которой стал раскол, отделивший от Православия часть Древневосточных церквей. Давайте более подробно рассмотрим эти события.

В начале V века умы восточных богословов волновал вопрос полноты Божественной и человеческой природ Христа. Появилось учение архиепископа Константинопольского, Нестория, утверждавшего, что Дева Мария родила не Бога, а обычного человека, в которого в момент рождения вселился Бог. По Несторию выходило, что единство личности Спасителя было лишь видимым, внешним, на самом же деле во Христе отдельно обитали две личности, человеческая и Божественная. Эти личности были разделены между собой, Божество обитало в человеке, как в сосуде или храме.

Следствием заблуждения Нестория явилось отрицание Богочеловечества Христа, умаление Его спасительного подвига, ведь раз Божественного и человеческого единства не существовало, значит человеческая природа не получала дара обожения и спасения. В 431 году, III Вселенский Собор осудил учение Константинопольского архиепископа, как ересь.

Главным оппонентом Нестория выступал свят. Кирилл Александрийский. Он сформулировал учение об ипостасном единстве человеческой и Божественной природ Христа, об их взаимном общении и взаимном проникновении. К сожалению, в его учении присутствовала недостаточная точность терминологии, он не делал разграничения между понятиями «природа» и «ипостась». К тому же, он ввел выражение «единая природа Бога-Слова, воплощенная», впоследствии перетолкованное фанатиками-еретиками в контексте исключительности Божественной природы Спасителя.

В среде фанатичных последователей учения свят. Кирилла Александрийского позднее и зародилась монофизитская ересь. Стремясь оградить православный мир от крайностей богословия Нестория, монофизиты впали в крайность ему противоположную. Если несториане считали Христа человеком, умаляя Его Божественное достоинство, монофизиты, наоборот, учили о Божественности Спасителя, в ущерб Его человечеству. Монофизиты называли Спасителя человеком, но они не рассматривали человеческое начало самостоятельным и полноценным.

Несмотря на то, что III Вселенский Собор осудил Нестория, на Соборе не удалось, в полной мере, раскрыть учение о Лице Христа. Через 20 лет, IV Вселенским Собором была обличена монофизитская ересь, но опять не было дано четкого определения в понимании единой Ипостаси Спасителя, есть ли это единая Ипостась Бога Сына или это Ипостась, появившаяся посредством соединения двух ипостасей, человеческой и Божественной. Недосказанность формулировок дала повод монофизитам ошибочно интерпретировать орос IV Собора в несторианском стиле и объявить его еретическим.

В V веке монофизитская ересь стремительно распространялась, чему способствовали неудачные попытки богословов того времени объединить идею о единой Ипостаси Христа с идеей о полноте двух природ Спасителя. Полнота природы подразумевала и отдельную личность, этой природе присущую. Поэтому признание двух полноценных природ Христа означало, по мнению монофизитов, признание и двух личностей Спасителя, что грозило уклонением в несторианство. С православной же точки зрения, монофизитское умаление человеческой природы Христа, было отрицанием Его единосущия роду человеческому и обесценивало спасительный подвиг Богочеловека, а это уже вело к евтихианству, крайнему течению монофизитской ереси.

Решением проблемы полноты двух природ Спасителя, стало введение в VI веке новых богословских терминов. Посредством трудов великих богословов своего времени Иоанна Грамматика Кесарийского, Леонтия Византийского, Леонтия Иерусалимского появились такие понятия, как «воипостасное», или «воипостасная сущность (природа)». С помощью этих терминов удалось сформулировать учение о возможности существования сложных ипостасей, состоящих из нескольких природ. Каждая из них вовсе не должна обладать собственной ипостасью, а может проявлять себя в составе единого сложного лица. К примеру, ипостась человека состоит из двух природ, духовной и телесной, каждая из которых в отдельности не может существовать самобытно. Так и в Христе, человеческая ипостась существовала не как самостоятельная личность, а как воипостасное. «Мы говорим, что человечество Спасителя не существовало в своей собственной ипостаси, но с самого начала существует в ипостаси Логоса, поскольку «Он, восприняв (плоть) в собственную Ипостась, наделил ее лицом» (свят. Леонтий Иерсалимский). Человеческая ипостась получила свое Я, стала личностью в Лице Христа, Он жил и действовал через Божественную и через единосущную нам человеческую природу.

Увы, но уврачевать церковный раскол, вызванный ересью, удалось не сразу. Десятилетия Восточную и Западную церкви раздирала смута. Еретиков поддерживали некоторые императоры. Предпринимались попытки примирить православных и монофизитов компромиссным путем и силой. К сожалению, к вероучительному разногласию, со временем, прибавились политические мотивы. Окраины Византийской империи стремились отделиться от нее и стать самостоятельными, как территориально, так и религиозно, монофизитская ересь использовалась в качестве предлога для отделения.

Стоит сказать, что монофизитство состояло из нескольких течений, представители которых отличались, как крайне радикальными взглядами (евтихианство), так и умеренными (северианство). Евтихиане исповедовали два естества во Христе до Воплощения и одно единое после него. Севериане же признавали во Христе одну ипостась, состоящую из двух сторон, человеческой, единосущной нам и Божественной. Человеческую сторону они располагали в положении, подчиненном к Божеству. Со временем монофизитское движение раскололось на множество сект, заблуждения которых принимали совсем нелепые формы. Так аффартодокеты считали Тело Христа нетленным, а агноиты утверждали, что Христос мог не знать некоторых вещей, как этого не знают обычные люди.

Большинство этих религиозных течений, запутавшись в тонкостях своего вероучения, распалось еще в VI веке. Но некоторые из умеренных монофизитских направлений существуют и сейчас. К ним относятся, не признавшие решений IV Вселенского (Халкидонского) Собора и сохранившие апостольское преемство некоторые Древневосточные церкви. Мы называем их Ориентальной семьей Древнеправославных церквей. Это Армяно-Григорианская Апостольская церковь, Коптская Православная церковь, Сиро-Яковитская церковь и др.

В заключении, хочется немного подробнее коснуться вероучения близкой нам по духу Армяно-Григорианской Апостольской церкви. Армянская церковь, хоть и не признает деяний IV Халкидонского Вселенского Собора, но, в то же время, она не считает себя монофизитской, осуждая крайнее проявление монофизитства – евтихианство.

Основным отличием вероучения Армянской церкви от Православного является исповедание армянами одной общей и единой Богочеловеческой природы Христа и одной воли, в то время, как Православные, исповедуют две природы Спасителя, «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» (Халкидонский орос) соединенные в Его Лице и две воли, Божественную и человеческую, не противоречащую Божеству, а находящуюся в гармонии с ним. Помимо вероучительных, между нами существуют и некоторые обрядовые расхождения. К примеру армяне крестятся слева направо, в то время как у нас принято осенять себя крестным знамением справа налево.

Несмотря на догматические заблуждения, будет неверно называть представителей Армянской церкви монофизитами. Монофизитство, это отрицание единосущия нам Христа по человечеству. Армянская церковь, так же, как и Православная, не сомневается в Богочеловечестве Христа, она признает Спасителя как истинным Богом, так и единосущным нам, полноценным человеком.

С V века мы не имеем евхаристического общения с Армянской церковью, то есть мы не можем причащаться с армянами из одной чаши. Армяне, желающие приступить к Православным Таинствам должны предварительно пройти специальный чин присоединения. Существует три вида чинопоследования присоединения, через Крещение, через Миропомазание и через Покаяние.

Присоединение армян осуществляется третьим чином, через Покаяние. Третий чин совершается над всеми представителями тех христианских течений, в среде которых было сохранено апостольское преемство рукоположения, но вероучение их в некоторой степени уклонилось от Православного. Таинства Крещения и Миропомазания таких церковных сообществ считаются действительными и в лоне Православной Церкви.

Хочется надеяться, что со временем догматические препятствия с нашими армянскими братьями во Христе удастся преодолеть и многовековой церковный раскол будет уврачеван.

Ирина Праслова



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Календарь стрижек: декабрь 2011 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Хотите быть на новый год неотразимыми? Посмотрите календарь стрижки волос и узнайте, когда лучше сделать стрижку к Новому Году, учитывая лунный день и положение Луны...

15 01 2021 9:17:29

Календарь стрижек: сентябрь 2011 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Подобрать самый благоприятный день для стрижки волос в сентябре 2011 поможет наш календарь стрижек. Узнайте, когда лучше всего записаться к парикмахеру....

14 01 2021 10:12:55

Мужчина-Обезьяна: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Сокровенные секреты про мужчин, родившихся в год Обезьяны! Познай все тайны!...

13 01 2021 12:43:46

Крещение - 33 вопроса о крещении |

Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотско...

12 01 2021 16:56:31

ПОСЛАНИЯ С НЕБЕС - жизнь после смерти (видео) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Из книги Послания с Небес Глава вторая Переживание перехода Мы ждали, когда муж заговорит о переходе, но он сам не затрагивал этой темы. Тогда мы решили сп...

11 01 2021 7:16:45

Стихия Металла – год Петуха 1981 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Секреты и тайны стихии Металла в характере людей, родившихся в 1981 год Петуха!...

10 01 2021 0:14:54

Свечи для обрядов и ритуалов - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Одним из наиболее эффективных, и, без сомнения, эффектных, магических инструментов являются свечи. В магазинах эзотерической направленности нынче можно куп...

09 01 2021 14:43:10

Стихия Воды – год Петуха 1993 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп для тех людей, кто родился в 1993 году Петуха под покровительством Волной стихии...

08 01 2021 8:32:55

Знаменное пение - в чем особенность? |

Знаменное пение (крюковое пение) – тип церковного пения, в основании которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение также...

07 01 2021 23:54:54

По ту сторону жизни и смерти. Клиническая смерть (видео) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Клиническую смерть ежегодно переживают миллионы людей во всем мире. Еще недавно большинство из них нельзя было спасти. Но благодаря прогрессу медицины реан...

06 01 2021 17:31:50

Сон и сновидения - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

У многих народов существует поверье, что у каждого человека есть двойник, и в то время, когда человек погружается в сон, двойник продолжает действовать, а...

05 01 2021 15:40:33

Блаженство и счастье - что это значит? |

Блаженство и счастье - что это значит? Счастье – есть удовлетворённость стремлениям и потребностям человеческой природы. В человеке изначально заложено стремление к Богу. Человек ненасытен, пока не придёт к Отцу Небесному....

04 01 2021 21:11:16

Календарь стрижек: июль 2010 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

1 июля, четверг 20 лунные сутки Это не самый хороший день для стрижки волос. Повремените с походом к стилисту. 2 июля, пятница 21 лунные сутки. Луна в Рыба...

03 01 2021 6:39:46

Календарь стрижек: август 2013 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Календарь стрижки волос на август 2013 года - удобная таблица для расчета благоприятного дня для стрижки и окрашивания...

02 01 2021 14:48:25

Изготовление свечей - полезные советы - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Для отливки свечей применяют жесткие формы из пластмассы или металла, которые покупают. Все они снабжены устройством для фиксации фитиля. Можно использоват...

01 01 2021 2:25:41

Самооправдание |

Самооправдание - Самооправдание. Противоположное отчаянию и более часто испытываемое людьми настроение – беспечность и окамененное нечувствие – тоже не...

30 12 2020 23:34:23

Восточный гороскоп: год Быка - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Общая характеристика людей, рожденных в год Быка по восточному календарю...

29 12 2020 8:46:51

Осуждение - что происходит с душой, когда осуждаешь? |

Осуждение - что происходит с душой, когда осуждаешь? Почему христианство так категорично запрещает осуждение ближнего? Ведь осуждение происходит отнюдь не...

28 12 2020 16:21:40

Грехи священников, как к ним относиться? |

Грехи священников, как к ним относиться? Как реагировать на грехи священников? Когда стоит сообщить епископу о нарушении священника, а когда не спешить жалов...

27 12 2020 19:40:33

Гороскоп на 2017 год Водолей - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Что в будущем ждёт Водолея: гороскоп на 2017 год для этого знака зодиака. Изменения в личной и семейной жизни, карьерные перспективы и финансовые ожидания, а также возможные проблемы со здоровьем....

25 12 2020 12:39:28

БЛИЗНЕЦЫ: гороскоп на 2011 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Полный гороскоп Близнецов на 2011 год Белого Кролика. Бизнес, Здоровье, Любовь - для родившихся под знаком Близнецы...

24 12 2020 20:13:23

Успенский Адмиралтейский храм -

Успенский Адмиралтейский храм. Пятиглавый "корабль спасения" - так можно назвать Успенский Адмиралтейский храм в Воронеже. Это древнейшее строение является...

23 12 2020 0:11:29

Православные правила поведения в семье |

Православные правила поведения в семье. Семейная жизнь – частное дело каждого. Но поскольку семья считается домашней церковью, то и здесь можно говорить о...

22 12 2020 0:54:43

✩ Лев: гороскоп 2019 ✩ каким будет 2019 год для Львов?

Каким будет 2019 год для людей, родившихся под знаком Льва. Любовный гороскоп, карьера, состояние здоровья, прибыль - чего ждать Львам в 2019 году....

21 12 2020 6:51:11

Женщина-Кролик (Кот): восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Женщина Кролик - кто она, какими качествами она обладает расскажет гороскоп оп восточному календарю...

20 12 2020 6:47:55

Гороскоп на 2011 год по знакам зодиака - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Астро-прогноз на 2011 год по знакам зодиака. Общие рекомендации и настроения....

19 12 2020 20:22:29

Паранормальные явления - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

В наше время люди без должного количества информации прожить просто невозможно. Люди пытаются вобрать в себя как можно больше этой эфемерной субстанции, за...

18 12 2020 5:18:59

Миры ясеня Иггдрасиль - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Мифическая топография Севера содержит множество волшебных и прекрасных мест, опасных и завораживающих не менее, чем существа, их населяющие. Я много сказал...

17 12 2020 3:31:25

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.