Сны - почему нельзя верить снам | > Вера и Веды
Вера и Веды    

Сны - почему нельзя верить снам |


Сны — почему нельзя верить снам

Сны, сновидения – призраки умственной деятельности, сопровождающие состояние частичного самозабвения (утраты самосознания) во время сна. Следуя св. Григорию Нисскому, сновидения есть «некие призраки умственной деятельности», «некие подобия бывшего наяву и отголоски произведенного чувством и мыслью».

«Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение, – говорит св. Игнатий Брянчанинов. – …Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него… В душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по бессознательному действию естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение».

Видящий сны, также как и во время бодрствования, человек открыт искушению падших духов. Православные подвижники считают, что падшие духи используют сновидения для вызывания особого доверия к себе, для введения человека на путь прелести.

«Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна, – говорит св. Игнатий Брянчанинов. – И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним». Поэтому православный подвижник совершенно не должен обращать внимание на сны, чтобы не подпасть влиянию падших духов.

«Никто в продолжение дня не представляй себе в уме случающихся во сне мечтаний; ибо и то есть в намерении бесов, чтобы сновидениями осквернять нас бодрствующих», – учит св. Иоанн Лествичник.

Блаженный Диадох Фотикийский называет неверие снам «великой добродетелью», призывая: «совершенно не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами наругания и забавы».

«Когда будешь верить снам, то, точно, немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам, нам страстным и самомнительным. Вместо того чтобы смущаться о пустой мечте, надобно смотреть свои грехи и всегда себя укорять за неисправление и смиряться, чем привлечешь на себя помощь Божию», – говорит святой Макарий Оптинский.

«Более же всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения», – учит св. Амвросий Оптинский.

Описывая опасности, во время того, как человек видит сны, преподобный Варсонофий Великий говорит: «Сон бывает двух родов: иногда тело отягощается многоядением, а иногда человек и от бессилия не может исполнить своего служения, и на него находит сон; за многоядением же следует брань блуда, ибо (враг) отягощает тело сном для того, чтобы осквернить его».

Преподобный Иоанн Кассиан указывает два вида вреда, какие монах может получить от сна: «Диавол, ненавидящий чистоту… силится осквернить нас во время покоя и повергнуть в отчаяние особенно после того, как мы принесли Богу покаяние… и ему удается иногда и в краткое время этого часа сна уязвить того, кого он не мог уязвить в продолжение всей ночи. Во-вторых… и чистый сон без опасных грез может расслабить монаха, которому нужно скоро встать, производит в духе ленивую вялость, ослабляет его бодрость на целый день, иссушает сердце, притупляет зоркость разума, которые на весь день могли бы сделать нас более осторожными и более сильными против всех наветов врага»

Преподобный Иоанн Лествичник еще подробнее пишет о том, как бесы используют сны в качестве способа борьбы с подвижником: «Когда, по гласу духовной трубы (колокола), видимо собираются братия, невидимо стекаются душевные враги. Одни приступают к постели, когда мы встали, и подущают нас снова лечь на нее, говоря: «Подожди, пока кончатся начальные песни, и тогда пойдешь в церковь». Другие предстоящих на молитве погружают в сон» «неискусный монах в беседах бывает бодр; а когда настал час молитвы, тогда и глаза его отяготились сном. Нерадивый монах искусен в многословии; а когда пришло время чтения, от дремоты смотреть не может».

А вот что святой отец говорит о вреде многоспания: «Бодрствующее око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу. Бодрый инок – враг блуда, сонливый же – друг ему. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений… Излишество сна – причина забвения; бдение же очищает память. Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни или еще больше».

Преподобный Паисий Величковский пишет, что сны порождают леность, уныние, отчаяние, «и многие другие страсти». «Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти».

Учитывая указанные опасности от излишнего сна, неудивительно, что святые отцы уделяли внимание тому, как бороться с ним, и это должно было стать одним из первых аскетических деланий новоначального монаха. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык». Преподобный Паисий добавляет, что «как многоядение и многопитие переходит в обычай… так и сон: если кто ослабеет и не борется со сном, а хочет спать до насыщения, много тогда и природа требует сна… Если же кто навыкнет мало спать, мало и природа тогда сего просит… Ничто так не помогает против сна, как следующие четыре добродетели: воздержание, трезвение, молитва Иисусова и память смертная; эти добродетели называются бодрым и трезвым стражем… Без книги и рукоделия никогда не садись; не потому, что нужно рукоделие, но для того, чтобы поставить противодействие сну… Мера сна в сутки: новоначальным – семь часов, средним – четыре, совершенным – два часа и всенощное стояние

Святые отцы также давали и конкретные советы о том, как подвижнику надлежит каждый день готовиться ко сну, чтобы во время его не получить вреда. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих – истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих»

А преподобный Нил Сорский советует обращать внимание и на положение тела, готовясь ко сну: «Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает»

Преподобный Варсонофий дает такой совет о том, как монаху надо бороться с излишней сонливостью: «Произноси на каждую песнь по три псалма и делай земной поклон, и сон не овладеет тобою, исключая немощи. Так должен ты поступать каждую ночь».

Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.

Так, в первой молитве на сон грядущий (преподобного Макария Великого) верующий просит: «Даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире», а в четвертой молитве (того же святого) говорит: «Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго… и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания: и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене… да не усну в смерть. И посли ми ангела мирна… да избавит мя от враг моих, да востав со одра моего, принесу ти благодарственныя мольбы». В молитве преподобного Иоанна Дамаскина молящийся вспоминает о смерти: «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет?.. Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит». А после пробуждения христианин в шестой из утренних молитв (святителя Василия Великого) благодарит Бога, «подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея, и ослабление трудов многотрудныя плоти».

Во-вторых, об актуальности для мирян аскетического отношения ко сну прямо писали некоторые святые. Так, святитель Амвросий Медиоланский предписывает тому, кто хочет каяться во грехах, «спать меньше, нежели требует природа, сон прерывать стонами и разделять его с молитвой». И святой Иоанн Кронштадтский замечает: «Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы плоти становятся на первом плане… Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело»

Однако в борьбе с многоспанием надлежит соблюдать разумную умеренность, поскольку впадение в другую крайность – чрезмерный отказ от сна – также приносит большой вред не только телу, но и душе монаха, как о том предупреждает преподобный Иоанн Кассиан, излагая опыт подвижников из Скитской пустыни: «По коварному действию диавола сон до того удалился от глаз моих, что я, проведши много ночей без сна, молил Господа, чтобы немного заснуть мне. И я был в большей опасности от неумеренности в посте и бдении, нежели от чревоугодия и многого сна… И чрезмерное желание плотского удовольствия, и отвращение от пищи и сна возбуждаются врагом нашим; притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения; потому что, при содействии раскаяния, можно от последнего перейти к правильному рассуждению, а от первого нельзя»

О той же умеренности в подвигах пишет и святитель Игнатий (Брянчанинов): «Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтоб пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка»

 

Ю. Максимов



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Северная религиозно-мистическая традиция - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Тевтонская*- традиция уникальна: хотя она тесно связана с религией и мифологией других народов индоевропейской группы (кельтов, славян, римлян, греков, ира...

26 09 2020 2:24:16

Путь Кельтского Язычества - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Какие составляющие нужны, чтобы наполнить Путь истинно Кельтским духом? Мне кажется, что их несколько. Чем большее их количество присутствует в вашей жизни...

25 09 2020 16:33:39

Сексуальные традиции на Руси - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Голливудские правила секса, интимная раскрепощенность Западной Европы, да экзотическая камасутра — те немногие образчики интимной жизни, с оглядкой на кото...

22 09 2020 10:47:34

Астральный секс - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

В данном случае, как все поняли из названия, речь пойдет о сексе астральном - такой приятной разновидности этого занятия, когда можно получить все удовольс...

21 09 2020 12:37:10

Влюбленность и любовь - в чем разница |

Влюбленность - что это? Что значит полюбить? И чем «полюбить» отличается от «влюбиться»? Любовь и влюбленность… Читайте статью Протоиерея Игоря Гагарина...

20 09 2020 7:37:21

Три неудобных вопроса о вере |

Три неудобных вопроса о вере - Как можно объяснить казни, войны и другие злые дела, совершенные (и совершаемые) «во имя Божие»?...

19 09 2020 1:37:28

Христианская радость - как ее достичь? |

Христианская радость - почему Библия призывает быть радостными и как этого достичь? Строгие, хмурые, несчастные. От людей светских нередко можно услышать,...

18 09 2020 20:53:34

Семисвечник - что символизирует семисвечник? |

Семисвечник (евр. менора) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник...

17 09 2020 13:33:10

ЗАГАДАЙТЕ ЖЕЛАНИЕ так, чтобы оно исполнилось... - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Умеем ли мы загадывать желания, и как это сделать по-настоящему эффективно, как добиться успеха, и что такое счастье, как правильно организовать взаимосвяз...

16 09 2020 0:31:28

Милостыня - как правильно совершать милостыню? |

Человек на улице просит милостыню. Ты смотришь на него и понимаешь, что это, так называемый, "профессиональный нищий". Как поступить в такой ситуации?...

15 09 2020 7:28:22

Гороскоп на 2018 год для Стрельцов - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

2018 год обещает подарить Стрельцам много неожиданных, но приятных ситуаций. Поскольку представители этого зодиакального знака любят все новое, то год придется им по вкусу. Они не будут испытывать чувство дискомфорта от резких перемен....

14 09 2020 13:10:22

Бесы - почему православные так называют нечистых духов? |

Почему нечистых духов называют бесами? Как появился сатана? Почему бесы сейчас не в аду? Зачем Бог создал разных ангелов? Известно ли количество демонов? и много другое......

12 09 2020 19:14:37

Год Козы гороскоп – любовь совместимость - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Любовная совместимость для людей, которые родились в год Козы!...

11 09 2020 4:52:59

Фильм "Загадки Древнего Египта" Часть 6. Великий трансформатор. - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Страна: Россия Жанр: Документальный Продолжительность: 2 часа 36 минут (6 серий по 26 минут) Режиссер: Константин Шишкин, Андрей Скляров ( Сайт Л А И) В ролях...

10 09 2020 1:27:14

Год Лошади гороскоп – любовь совместимость - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

У тебя появилась возможность найти свою Половинку в год Лошади! Гороскоп на любовную совместимость....

07 09 2020 6:40:57

Женщина-Бык: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Женщина-бык - характер и описание людей по восточному гороскопу...

06 09 2020 15:34:39

Стихия Воды – год Дракона 1952, 2012 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Водяной дракон - 1952 и 2012 года рождения. Стихия воды привносит в характер этих людей много отличительных качеств....

05 09 2020 10:25:34

Стихия Земли – год Тигра 1998 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп для тигра 1998 по восточному календарю. Стихия покровитель - Земля...

04 09 2020 20:25:37

Стихия Дерева – год Обезьяны 2004 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Все самое сокровенное про стихию Дерева в год Обезьяны! Спеши к нам, чтобы узнать!...

03 09 2020 16:30:14

Намоленная икона - Можно ли "намолить" икону? |

Что такое "намоленная" икона? Почему в православии нет такого понятия, как "намоленная" икона? Как это часто бывает, приходя из неверия или оккультного...

02 09 2020 19:21:10

Стихия Металла – год Обезьяны 1980 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Секреты стихии металла в год Обезьяны! Спешим узнать!...

01 09 2020 8:29:25

Языческие обереги севера - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

У древних народов часто можно встретить оберег или талисманы, приносящие удачу, защищающие от бед и невзгод. Рассмотрим самые распространенные талисманы се...

30 08 2020 3:34:35

Стихия Земли – год Быка 2009 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Характер и привычки людей рожденных в год быка 2009 году по восточному календарю...

29 08 2020 11:28:42

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.