Почему не могут спастись те, которые родились и умерли вне православных стран и не слышали проповеди? | > Вера и Веды
Вера и Веды    

Почему не могут спастись те, которые родились и умерли вне православных стран и не слышали проповеди? |


Почему не могут спастись те, которые родились и умерли вне православных стран и не слышали проповеди?

Прежде всего стоит заметить, что сама постановка вопроса подразумевает, что Бога в нашем мире нет. В лучшем случае Он появляется после нашей смерти, в загробном мире, а здесь, на земле, мы живем сами по себе, и потому именно от наших действий зависит, получит ли человек, живущий в неправославной стране, возможность вступить в Православную Церковь. Вот, доберутся наши миссионеры до Новой Каледонии – и Церковь там появится, а не доберутся – например, по причине кораблекрушения, дороговизны билетов, или просто лени миссионеров, – и Церковь там не появится. То есть, все определяют наши действия да случай, и если мы по своему несовершенству и немощи не сможем донести благовестие до какой-то земли, то Богу остается лишь бессильно сокрушаться об этом и изыскивать способ спасти бедных новокаледонцев после смерти.

Только при таком взгляде возможно появление указанного выше вопроса. Но такой взгляд не имеет ничего общего с православной верой в Бога Вседержителя и Промыслителя, Который «промышляет о земле… и управляет всею вселенною» (Иов.34:13). Неужели Бог, заботящийся даже о том, чтобы послать пищу ворону или украсить цветком лилию (см. Лк.12:24,27), не позаботится спасти человека, который «сколь лучше птиц»? (Лк.12:24)

Мы знаем, что «Господь благ» (Пс. 134:3), что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2:4). Он всё может, потому и сказал о Себе: «Я Бог Всемогущий» (Быт.17:1; 35:11). Он знает все (Иер.15:15; Эсф.4:17), для Него открыто и то, что происходит в умах и сердцах людей: «Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» (1 Пар.28:9), «Он знает тайны сердца» (Пс.43:22). Поэтому Писание и называет Бога «Сердцеведец» (Деян.1:24; 15:8).

Но если Бог именно таков, то невозможно, чтобы Он не привел к Себе, в созданную Им Православную Церковь человека, который искренне ищет Его, и чье сердце открыто для истины и любви к Богу.

А если мы все-таки станем спорить и решимся утверждать, что Бог оставляет без внимания воздетые к Нему руки истиннолюбцев, что Он бросает погибать в море греха и лжи души тех, кто стал бы искренне православным, если бы до него дошел православный миссионер и рассказал бы о Христе, – тогда перед нами встает вопрос: почему Бог так поступает? Почему Он не послал миссионера к этому человеку? И отвечая на этот вопрос, мы упираемся в трилемму:

  • Или Бог знает, что в неком неправославном народе есть человек, чье сердце открыто и готово принять Его, хочет спасти этого человека, но не может – и тогда Он не всемогущ.
  • Или Бог может спасти такого человека, желает его спасти, но не знает, к чему склоняется сердце человека и не способен разобрать, кто из людей открыт для истины, – и тогда Он не всеведущ.
  • Или Бог знает, что есть человек, открытый для истины и жаждущий её, может его спасти, но не хочет спасать – и тогда Он не всеблагой.

Любое из этих решений приводит к тому самому богохульству

Но есть и четвёртое решение. Единственное, при котором нет богохульства. Оно появляется тогда, когда мы отбрасываем непонятно на чём основанную фантазию о том, что будто бы в этом иноверном народе живут люди, любящие истину и готовые принять Бога в своё сердце, но Бог почему-то либо не знает, либо не может, либо не хочет их спасать, и приходим к вопросу: а что если причина в другом? Что если Бог-то знает, может и хочет, но просто в этом народе в данный момент его истории «никто не ищет Бога; все до одного негодны» (Рим.3:11-12)? И потому Бог и не посылает им миссионеров, что хорошо знает: их труды в данный момент будут здесь безуспешны.

В книге деяний апостольских мы читаем: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян.16:6-7). Как же так? Того же самого апостола Павла, который записал, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2:4), Сам Бог не пускает проповедовать в эти земли.
Почему?

Неужели Бог не хотел, чтобы люди, живущие в тот момент в Асии и Вифинии, спаслись? Разумеется, хотел. Но Бог, видящий сердца людей и мысли их, знал, что никто из них в этот момент не ищет истины и не воспримет апостольскую проповедь.

А что случилось бы, если апостолы пришли бы в такие места, возвестили Евангелие, а все жители до единого эту проповедь отвергли? Сам Христос говорит об этом: «Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому» (Лк.10:10-12).

Справедливо, что наказание тех грешников, кто услышал проповедь о Христе, и отверг её, будет намного тяжелее, чем тех, кто грешил и поработился греху, не зная о Спасителе. Но Господь, Который «благ и к неблагодарным и злым» (Лк.6:35), хочет, чтобы таких городов было как можно меньше. И Он до времени не посылает туда апостолов, а иногда даже удерживает их, чтобы и тем людям, которые в сердце своем выбрали грех, а не Бога, предоставить обстоятельство, смягчающее их вину. Это оставление их в неведении становится для них выражением милосердия Божия, ибо «раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк.12:47-48). Через это мы видим любовь Божию, видим, как даже о тех людях, которые в сердце своем предпочли тьму, Бог заботится.

Но если Он так заботится о тех, кто, избрав грех, сделал себя врагом Богу, то как же Он должен заботиться о тех, в чьих сердцах есть жажда истины, праведности?

Именно таковых ищет Он во всех народах, как говорит Писание: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога» (Пс.13:2). Преподобный Силуан Афонский говорит, что «Дух Святой всякую душу движет искать Бога». И если какая-то душа отликается и начинает искать Бога, то над ней сбывается то, что Господь обещал в Писании: «Если будешь искать Его, то найдешь Его» (1 Пар.28:9). Если есть человек, чьё сердце искренне взыскует истины, пусть бы даже он жил в народе, совершенно не знающем о Православии, то Господь устраивает для такого человека возможность принять Православие.

Так в XII веке Бог устроил для одного немца-католика возможность узнать о Православии, и тот, обратившись, стал известен как святой Прокопий Устюжский; в том же веке Он дал такую возможность одному волжскому булгарину-мусульманину, и тот, обратившись, стал известен как святой Авраамий Болгарский; в следующем столетии Господь дал такую возможность одному монголу-язычнику, и тот, обратившись, стал известен как святой Пётр Ордынский. Вся история Церкви, равно как и современность полна подобными примерами, подтверждающими слова Псалмопевца: «Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи» (Пс.9:11).

В Новом Завете мы видим это на примере евнуха-эфиопа (Деян.8:27-39). Сколько всего Господь устроил, чтобы дать ему возможность креститься! Надо было, чтобы этот человек смог благополучно добраться до Иудеи, чтобы он узнал о вере в единого Бога, чтобы смог выучить еврейский язык, чтобы ему попала в руки книга пророка Исайи, наконец, чтобы этот евнух встретил апостола Филиппа, который и возвестил ему о Христе, а затем крестил. Сколько в этой истории мы видим заботы об одной душе, сколько устроено Промыслом, чтобы дать этому истиннолюбцу возможность войти через крещение в спасительный ковчег Церкви!

И если кто-то, видя всё это, начинает фантазировать о том, что будто бы в это же время в Ефиопии или иных странах были и другие люди, которые точно так же в сердце своём расположены были к истине и искали Бога, но, в отличие от этого евнуха, Бог почему-то не послал к ним апостола, и не дал им возможности узнать истину и креститься, то что тогда можно сказать? Либо такой фантазёр вообще не верит в Бога и думает, что всё в мире определяется случаем, либо он обвиняет Бога в лицеприятии и несправедливости, полагая, что Он, при всех равных обстоятельствах, одним почему-то даёт возможность спастись, а другим не даёт.

Но Писание говорит: «нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия» (2 Пар.19:17) и эту истину об отсутствии у Бога лицеприятия ещё трижды повторяет апостол (Рим.2:11; Еф.6:9; Кол.3:25).

Если мы верим в Промысл Божий, то понимаем, что не так всё происходит, будто сначала мы куда-то идём и проповедуем, а там уже появляются после этого уверовавшие, – нет, сначала Сердцеведец Бог видит, что в таком-то народе есть души, готовые к принятию истины и жаждущие её, и после этого Он устраивает так, чтобы либо миссионер пришёл к этим душам, либо эти души оказались в стране, где есть Православная Церковь.

По словам святителя Афанасия, «к познанию и точному уразумению истины мы имеем нужду не в ком другом, а только в себе самих. Путь к Богу не далек от нас… он не вне нас, но в нас самих; и начало его может быть нами найдено, как и Моисей учил, говоря: Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем (Рим. 10:8; Втор. 30:14)… Пусть не отговариваются служащие идолам эллины, и вообще, никто другой да не обольщает сам себя, будто бы нет у них такового пути, а потому якобы имеют они предлог к своему безбожию. Все мы вступили на этот путь, и всем он открыт, хотя и не все им идут»

Итак, никто не может оправдаться незнанием. Как свидетельствует преподобный Никон Оптинский, «возможность спасения везде дана Богом всем» Потому что обращение человека к Богу начинается не от каких-то внешних обстоятельств – не от того, что он увидел православный храм и зашел в него, или ему в руки попала православная книга, или он познакомился с православным христианином, встретился со святым человеком или увидел чудо, – а от внутреннего выбора его сердца. Да, не все рождаются в православной стране, не все знают о Православии и о Христе, есть народы, в культуре которых вообще отсутствует понятие о едином Боге. Но абсолютно каждый человек на земле знает такие понятия как «добро» и «зло», «истина» и «ложь», и каждый имеет совесть, помогающую различать одно от другого. И через это каждый человек делает выбор. По словам преподобного Иустина (Поповича), «человек в этом мире должен разрешить проблему: быть со Христом, или быть против Него. И каждый человек, желая того или не желая, решает эту проблему. Или он будет христолюбцем, или христоборцем. Третьего не дано»

Господь обещал: «ищите и найдете» (Мф.7:7), поэтому любой искренний поиск правды приводит человека ко Христу, ведь «правда – это Богочеловек Христос и Его Евангелие. И неправда есть все то, что не Он, все, что не в Его Евангелии и против Евангелия. Поэтому и вера во Христа есть «служение правды» (2 Кор.3:9). Кто не служит Христу, тот служит неправде» Не находит истины и не оказывается в Православной Церкви только тот, кто не ищет истины. Но через это нежелание поиска, он тоже делает выбор своей жизни, и этот выбор, к сожалению, не в пользу истины.

А тот, кто выбирает любовь к истине, кто жаждет узнать истину, вступает на путь к Богу, который, по слову святого Афанасия, находится в нас самих, и такому человеку Господь посылает возможность войти в Свою Церковь, приведя в правосланвый храм, послав нужную книгу, друга и прочие внешние вещи, помогающие придти в Церковь, а если кому-то для искреннего обращения нужно встретиться со святым или увидеть чудо, – Господь посылает ему святого и творит чудо, потому что Он дает всё необходимое, чтобы утолить жажду того, кто жаждет истины.

Господь призывает: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7). А кто не просит, тому и не даётся, кто не ищет, тот и не находит, кто не стучит, тому не отворяют. Если весь народ состоит из таких людей, то к этому народу не посылает Господь проповедников Евангелия. Блаженный Августин прямо пишет об этом: «Что касается того времени и тех мест, когда и где Евангелие Его не было проповедано, то Он предузнал, что тогда и там все люди будут по отношению к этой проповеди такими же, какими были многие во время Его телесного присутствия [на земле], а именно те, кто не захотели поверить в Него, даже когда Им воскрешались мертвые… Что удивительного, если Христос, узнав за прошедшие века, сколь полна вся вселенная неверующими, заслуженно не пожелал проповедовать тем, о ком заранее знал, что они не поверят ни Его словам, ни Его чудесам?»

Точно так же и святой Лука (Войно-Ясенецкий) рассматривает вопрос о том, почему, тогда как одни люди рождаются в православных семьях и сызмальства получают знания о спасении, «другие несчастные… рождаются как бы предназначенными на погибель… живут и возрастают в самых неблагоприятных для спасения условиях… Вот и спрашиваем себя, что это значит, почему это Господь как будто одних заранее предназначает ко спасению, а другие заранее как будто осуждены на погибель… Нет, нет! Он всем хочет спастися и в разум истины приити. Читаем мы в послании Римлянам: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению все содействует ко благу, ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим.8:28-29). Огромно значение этих слов апостола Павла. Предопределено быть подобными образу Сына Его тем, о которых по Божественному предведению Своему знал заранее, что пойдут они по пути, заповеданному Христом, будут достойны Царствия Божия»

Некоторые люди, не сведующие в богословии, называют это святоотеческое учение кальвинистским или сближают его с мусульманским взглядом на предопределение, думая, что в Православии вообще нет учения о предопределении. Но это не так, в Писании ясно сказано: «кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:30). Но Православие не принимает ошибочного, еретического понимания предопределения.

Согласно еретическому учению, Бог предопределяет поступки людей, а также их выбор и их участь, а согласно православному учению Господь не предопределяет ни выбора человека, ни его дел, ни его посмертной участи, но, зная по предведению о том, какой выбор свободно сделает тот или иной человек в сердце своём, Господь для избравших истину предопределяет внешние обстоятельства, позволяющие им реализовать этот выбор и раскрыть его с наилучшей стороны, а в итоге – достичь Царства Небесного.

В «Послании патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» 1723 г. говорится: «поскольку Бог предвидел, что одни будут хорошо пользоваться своею свободной волею, а другие худо; то посему одних предопределил к славе, а других осудил». Далее патриархи говорят, что во всём человеческом мире действует «просвещающая благодать», которая «подобно свету, просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех», и «желающие свободно покоряться ей (ибо она помогает ищущим ее, а не противящимся ей), и исполнять ее повеления, необходимые для спасения, получают посему и особенную благодать», а уже эта вторая, «совершенствуя их в любви Божией… оправдывает их и делает предопределенными». Мнение же тех, кто, «уничтожая свободную волю человека», представляет причиной адских мук погибающих желание Самого Бога, патриархи называют «страшной клеветой на Бога», Который «непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, и у Которого нет места лицеприятию», и предают анафеме «тех, которые так говорят и думают».

диакон Георгий Максимов

 



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

"Мытарь и фарисей" в электричке |

" Мытарь и фарисей" в электричке. Не так давно один из пользователей интернета ( Михаил имя ему) выложил в одной из социальных сетей небольшой рассказ,...

20 02 2020 18:46:41

Восточный гороскоп: год Петуха - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Здесь самая подробная информация о людях, родившихся в год Петуха!...

19 02 2020 19:42:20

Дети будущего - ИНДИГО - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Кто такие дети Индиго? Как взаимодействовать с ними? Дети Индиго приходят в этот мир со своими намерениями и талантами, которые отчетливо проявляются с мом...

18 02 2020 20:32:58

Гороскоп на 2018 год для Рыб - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

В 2018 году Рыбы должны попытаться изменить свою жизнь. Им нужно пересмотреть цели и задачи, поставленные ранее, поменять направление движения и оставить прошлое позади. В новую жизнь с собой они могут взять только знания, опыт, любимых людей и друзей....

17 02 2020 15:50:32

Вода и мысли человека, фотографии кристаллов - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Вода – это не просто две молекулы водорода и одна кислорода. Она видит, слышит и может запоминать. Оказывается, на воду положительное и отрицательное возде...

16 02 2020 4:47:20

Гороскоп на 2017 год Рыбы - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Что в будущем ждёт Рыб: гороскоп на 2017 год для этого знака зодиака. Изменения в личной и семейной жизни, карьерные перспективы и финансовые ожидания, а также возможные проблемы со здоровьем....

15 02 2020 13:41:53

✩ Близнецы: гороскоп 2019 ✩ каким будет 2019 год для Близнецов?

Какой гороскоп на 2019 год для Близнецов приготовили астрологи? Любовь, здоровье, деньги, карьера - чего ожидать знаку в год Свиньи?...

14 02 2020 1:31:29

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Краткая история возникновения. - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Нейро-лингвистическое программирование ( Н Л П). Краткая история возникновения. Нейро-лингвистическое программирование ( Н Л П) – это молодое направление, объеди...

13 02 2020 20:16:36

7 секретов счастья от афонских старцев |

7 секретов счастья от афонских старцев. Наверное, нет на земле такого человека, который не мечтал бы стать счастливым. Но представление о счастье у каждого...

12 02 2020 2:54:38

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СВЕЧЕЙ - мастеркласс видео - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Видео подборка по изготовлению резных свечей. Красивые резные свечи - видео мастеркласс. Как создаются фигурные свечи....

11 02 2020 5:52:52

Октоих |

Октоих - это церковно-богослужебная книга, которая содержит службы и последования с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней богослуже...

10 02 2020 22:46:28

КОЗЕРОГ: гороскоп на 2011 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп для Стрельцов на 2011 год - что готовят звезды в грядущем году? Узнай об этом подробнее!...

09 02 2020 18:54:55

Сектоведу - 20 ошибок сектоведа |

Сектоведу. Здесь собраны 20 ошибок, которые допускает сектовед в профилактике или противодействии сектам. Полезно прочитать всем, кто работает с сектами...

08 02 2020 4:17:47

НИБИРУ и КВАВАР: в поисках планеты X - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

О существовании некой неизвестной планеты в Солнечной системе в последнее время говорят все чаще. Десятую планету, или, как ее еще называют, планету Х, иск...

07 02 2020 9:28:40

Соборование (Елеосвящение) - история, значение и суеверия |

Соборование ( Елеосвящение) - история, значение и суеверия. Таинство Елеосвящение ( Соборования), впрочем, как и все Таинства Церкви, установлено Господом...

06 02 2020 23:49:42

Год Козы гороскоп – любовь совместимость - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Любовная совместимость для людей, которые родились в год Козы!...

05 02 2020 20:24:19

Как сплести индейскую мандалу - мастер-класс по изготовлению - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Родина Индейских Мандал Центральная и Южная Америка. Их плели индейцы племени Уичоль. Другие названия Индейской Мандалы - Ojo de Dio - " Божий Глаз", а на я...

04 02 2020 3:36:56

Стихия Металла – год Быка 1961 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Стихия металла в год быка - ее влияние на характер и привычки людей, рожденных в это время...

02 02 2020 5:42:12

Православное воспитание детей. Тайна воспитания |

Православное воспитание детей. Тайна воспитания. В деле воспитания недостаточно того, чтобы передать детям правила благонравия или приучать их к внешнему...

01 02 2020 4:39:17

Сделать Ловец Снов - амулет своими руками - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Статья о том, как сплести ловца снов самому Думаю, в наше время трудно встретить того, кто бы не знал о Ловцах Снов хоть самую скудную информацию. Не малую...

31 01 2020 3:14:27

Календарь стрижек: март 2013 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Календарь стрижки волос на март 2013 года - удобная таблица для расчета благоприятного дня для стрижки и окрашивания...

29 01 2020 2:15:46

Женщина-Тигр: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Женщина Тигр по восточному календарю типичные черты характера и темперамента....

27 01 2020 23:15:15

Икона "Не рыдай мене мати" |

Икона " Не рыдай мене, мати". Страстная тема в православной иконографии не имеет такого разнообразия, как в искусстве западноевропейском, тем не менее,...

26 01 2020 9:27:42

Клевета - как по-христианки на нее реагировать? |

Клевета - как по-христианки на нее реагировать? Клевета, как никто другой от нее пострадал святитель Иоанн Златоуст. Он претерпел опалу и ссылку, обвиненный...

25 01 2020 12:10:32

Пляжные прически (обучение онлайн) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Быстрая пляжная прическа очень красиво смотрится и не мешает в жару на пляже...

24 01 2020 17:30:13

Свобода - что такое христианская свобода? |

Свобода - чаще всего о «свободе» говорят как о свободе в политическом смысле, свободе от тирании и угнетения со стороны других людей. Библия начинает расск...

23 01 2020 15:42:24

Смертные грехи в православии |

Смертный грех, а точнее смертные грехи, что это такое и каково православное учение о них? Прежде всего, необходимо, различать страсти (устойчивые грехо......

22 01 2020 0:42:57

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.