Икона Христа - как древние христиане изображали Христа? | > Вера и Веды
Вера и Веды    

Икона Христа - как древние христиане изображали Христа? |


Икона Христа — как древние христиане изображали Христа?

Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса , но оказывается , что вариантов ее написания не так много. С чем связана эта сдержанность, как появилось первое изображение Христа?

Как изобразить Бога? И можно ли? Этими вопросами задавались богословы до VIII века. Разногласия были так существенны, что приводили к ожесточенным спорам между иконоборцами и иконопочитателями. Отвергая иконы Христа, иконоборцы ссылались на ветхозаветную заповедь, запрещавшую изображать Бога. А иконопочитатели, наоборот, утверждали право изображать Христа как Второе Лицо С вятой Троицы, как Бога , пришедшего во плоти, ведь сказано в Евангелии, что «Слово стало плотью и обитало с нами , полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:14). Споры завершились победой защитников иконопочитания в 787 году на Седьмом Вселенском соборе. Но и они подчеркивали, что икона изображает всего лишь человеческую природу Христа , тогда как Его Божественная природа по — прежнему остается неизобразимой .

— Первые иконы Христа, появляются незадолго до иконоборческих споров, — рассказывает искусствовед Ирина Языкова. — Одна из таких икон , сохранившаяся в синайском монастыре Святой Екатерины, — образ Христа Пантократора, написанный в позднеантичной живописной технике энкаустики. Несмотря на непривычный (с точки зрения классической иконографии) реализм живописи, этот иконографический тип выглядит вполне сложившимся, и найденные здесь физиогномические черты будут затем устойчивы на протяжении многих веков, вплоть до XX века. К ранним изображениям Иисуса Христа можно также отнести образ Спасителя в композиции «Преображение» из этого же монастыря (VI в.), образ Христа Грядущего на облаках из церкви Святых Космы и Дамиана в Риме (VI — VII вв.), поясное изображение Пантократора из церкви Санта Мария в Кастельсеприо ( VII — VIII вв .). Все они достаточно близки между собой и свидетельствуют, что в V — VI веке образ Иисуса Христа в церковном искусстве уже сформировался .

Внешность Христа

Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена, ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел ?

— Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения , не претендующие на реализм и достоверность, — говорит Ирина Языкова, — чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным , оставался недоступным для людей внешних , находящихся вне пределов христианской общины .

Символом Христа нередко становилось изображение рыбы. Слово ΙΧΘΥΣ (по — гречески « рыба») можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось , что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью , чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа. Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом «Христос — Добрый Пастырь», например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме ( V в .).

— То была прикровенная проповедь христиан первых веков, — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений , так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился. Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.

Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).

Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы , до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой. Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко — семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза. Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать.

Плащаница

Все разговоры о первообразе так или иначе приводят к Нерукотворному образу Спасителя , иконе икон.

— В самом его названии уже заложена концепция любой иконы , в которой важное место всегда отводится тому , что лежит за пределами человеческого творчества, — говорит Ирина Языкова. — Нерукотворный образ содержит веру в Боговоплощение, действительное свидетельство этого воплощения. Веру в то, что невидимый Бог становится видимым. Неслучайно отцы Седьмого Вселенского собора говорили, что иконы — это свидетельство того, что Христос не призрачно, а истинно воплотился .

В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа (правда, обе прослеживаются только с VI века): одна из них была распространена на Западе, другая — на Востоке. В первой рассказывается о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла Лик Спасителя своим платком, когда Он нес на Голгофу Крест. И чудесным образом Лик Христа запечатлелся на ткани .

Вторая история повествует о заболевшем проказой царе Авгаре. Христос передал царю холст, на котором запечатлелись Его черты, и царь исцелился, приложившись к нерукотворному образу. Позже произошло другое чудо: оберегая от врагов, полученную от Христа святыню замуровали в стене, однако образ Спасителя проявился на камне. В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа: «Спас на убрусе» , то есть на куске ткани , и «Спас на чрепии», то есть на черепице или камне .

— Обе истории, вероятно, восходят к Туринской Плащанице , — рассказывает Ирина Языкова, — ткани , на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик , но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. История П лащаницы полна загадок, однако для нас важно то, что она является прототипом иконографической схемы ( и идеи ) Нерукотворного Спаса — самой первой и главной иконы .

Христос Пантократор

Второй, очень распространенный тип иконы Иисуса Христа — образ Христа Пантократора (Вседержителя), творящего Вселенную, держащего все в Своей руке .

— В этой иконографии, — объясняет Ирина Языкова, — выражен уже не догмат Боговоплощения и не тайна вочеловечивания Христова, а идея пребывания Христа на земле как Богочеловека. Поэтому Христа изображают в красно — синих одеждах. Это символ двуединой природы: красная одежда — человеческая природа, а синяя (небесная) — Божественная .

Есть три варианта этой иконографии: изображение фигуры Христа в рост , на престоле и поясное. Самое частое — поясное .

— Обычно такой образ помещали в иконостасе возле Царских врат, — рассказывает Ирина Языкова, — Христос вводит молящегося в Царство Божье. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…» (Ин. 10:9). Обычно на такой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, так как , подходя к вратам , мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, в день Суда, когда «все тайное станет явным», с Книги Жизни будут сняты печати, и Слово будет судить мир. Но этот принцип не всегда соблюдается, иногда иконы Христа Пантократора в иконостас пишут с открытым Евангелием, хотя обычно такой тип иконографии больше используется в небольших иконах — моленных или келейных.

Явление Божией славы

«Спас в силах» — уже в самом названии этого иконографического образа отражена богословская концепция иконы — явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен. На этой иконе Христос восседает как Царь Царей — иконография показывает Второе пришествие. Обычно этот образ используется как центральный в композиции храмового иконостаса . В его основе лежит явление Господа пророку Иезекиилю: «…а над подобием престола было как бы подобие человека. И видел я как бы пылающий металл , как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше, и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг Него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез . 1:26-28).

Божия слава, виденная пророком, передается на иконе символическими фигурами. Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата , на который последовательно наложены синий круг (овал, мандорла) и красный ромб .

— На сочетании этих двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция, — говорит Ирина Языкова. — Они символизируют соединение во Христе — милости и истины , божественной и человеческой Его природы, непознаваемости и воплощения .

Красный нижний квадрат означает землю. В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства, и в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов: ангел символизирует евангелиста Матфея, телец — Луку, лев — Марка, орел — Иоанна. Следующая фигура — синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов , как их называет Дионисий Ареопагит. Все, что изображено вокруг фигуры Христа и даже сам престол, — изображения различных небесных сил .

Фигура Самого Христа окружена красным ромбом . В отличие от «нижнего» квадрата, также красного, этот «верхний» ромб обозначает огонь, сходящий с небес , огненную природу Божества — «ибо Господь , Бог твой, есть огонь поядающий » (Втор. 4:24). Бог говорит с молящимся из среды огня . Обычно Спаситель облачен в одежды красного и синего цвета, но иногда и в золотые, что обозначает сияние Его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу.

— Образ Книги — это и Книга Жизни, в которой вписаны имена спасенных (см. Ис. 32:32; Откр. 3:5), и Книга Откровения, написанной внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца (см. Откр . 5:1-7), это и Книга Завета и Закона (см. Втор . 30:10) — Библия, и собственно Евангелие — Благая Весть, которую в мир принес Спаситель. И наконец, символ Самого Господа Иисуса Христа , Который есть Слово Божие, пришедшее в мир, — объясняет Ирина Языкова.

С нами Бог

Имя Эммануил появляется в Библии в словах пророчества Исайи (Ис . 7:14) и означает «с нами Бог». «Спас Эммануил» — один из самых необычных образов Христа, где Он изображен в виде младенца или отрока. Обычно Младенец держит в руке свиток , символизирующий учение, которое Он приносит в мир, Благую весть . Он изображен как человек, но Его учение в Нем и с Ним , ибо Он — Бог и Спаситель .

— В этой иконографии мы снова видим идею Боговоплощения, — поясняет Ирина Языкова, — Всемогущий Бог умалился до кроткого беззащитного Младенца. И хотя, вероятно, предстоять в молитве естественнее и понятнее перед иконой Нерукотворного Спаса или Христа Пантократора, но в образе «Спаса Эммануила» выражена глубокая богословская идея.

Основные типы иконографии Спасителя этим исчерпываются. Иконы Христа ближе к догматам, чем все другие иконы. Они строже, ближе к самой вере, и в них нет места для фантазии. Существуют и более поздние гимнографические, сложные и заумные образы, такие как «Недреманное Око», например, или «Благое Молчание», но их появление свидетельствует лишь о заимствованиях из других культур, в частности из западноевропейской. Заимствования эти не всегда бывали удачными, осмысленными и оправданными.

Православная аскетическая практика уделяет иконе Христа особое место, чтобы человека вела от видимого к невидимому не собственная фантазия и пустые мечтания, а Слово Божие, «ради слабости понимания нашего» (св. Иоанн Дамаскин) облеченное в образ. Митрополит Филарет Московский писал об этом так: «Чтобы в поисках присутствия Божия ум не впадал в химерические представления, чтобы мысли сосредотачивались и ограждались от рассеянности, святой образ Бога, являвшегося во плоти, представляется одновременно взору чувственному и созерцанию духовному и собирает мысли и чувства, внешние и внутренние, в едином созерцании Божественного».

Екатерина Степанова



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Гороскоп на 2017 год Скорпион - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Что в будущем ждёт Скорпионов: гороскоп на 2017 год для этого знака зодиака. Изменения в личной и семейной жизни, карьерные перспективы и финансовые ожидания, а также возможные проблемы со здоровьем....

04 06 2020 5:44:51

Стихия Металла – год Крысы 1960 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Металлическая крыса - по восточному гороскопу характеристика и описание...

03 06 2020 15:30:46

Прощение обид – что делать, если трудно простить? |

Прощение обид – одна из основных заповедей Христа. Спаситель говорит – «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесн...

02 06 2020 1:59:33

Греческие косички (онлайн видео) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Как сделать прическу в греческом стиле своими руками...

01 06 2020 5:29:52

КОЗЕРОГ: гороскоп на 2011 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп для Стрельцов на 2011 год - что готовят звезды в грядущем году? Узнай об этом подробнее!...

31 05 2020 16:17:55

Гадание на зеркале - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гадание на зеркале один из наиболее древних и страшных способов гадания. В основном различают два способа гадания на зеркалах: - гадание с одним зеркалом и...

30 05 2020 17:24:22

РЫБЫ: гороскоп на 2011 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп на 2011 год для Рыб - любовь, отношения, работа, карьера - узнай, что готовят звезды в год белого кролика!...

29 05 2020 16:13:27

Стихия Дерева – год Козы 1955, 2015 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Покровительствующая стихия Дерева в год Козы! Самое интересное у нас!...

28 05 2020 5:20:31

Традиционная одежда Магов - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Магическая одежда - средство усиления и защиты Влияние одежды на состояние Мага Одежда в Магии имеет очень большое значение. Носимая на теле одежда формиру...

27 05 2020 3:41:40

Совесть - где она находится? |

Совесть - где она находится? Одна женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента какое-то неприятное...

26 05 2020 21:10:39

Прогноз на 2010 год по Лунным Картам - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Я уже давно пользуюсь в своей практике замечательной мантической системой, разработанной Анжеликой Долгополовой – Лунными Картами. Возможности у них очень...

25 05 2020 15:32:55

Как действует ангел-хранитель |

Как действует ангел-хранитель. Несомненно, что в течение всей нашей жизни действует ангел-хранитель, ибо цель его служения есть помощь нам в достижении спа...

24 05 2020 13:30:35

Почему гадание - грех? Кто такие суженный и суженная? |

Почему гадание - грех? Кто такие суженный и суженная? Слово «суженный» (от слова «судить», «суждено») имеет языческие корни, ибо тесно связано с понятием...

21 05 2020 6:51:14

Притча о мытаре и фарисее - утешение неправедных |

Притча о мытаре и фарисее хорошо известна, всё же приведем ее еще раз. « Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали...

20 05 2020 0:34:40

Календарь стрижек: январь 2011 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Лунный гороскоп стрижки волос - узнай, когда самое подходящее время сделать стрижку и окраску....

19 05 2020 23:16:15

Стихия Земли – год Быка 2009 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Характер и привычки людей рожденных в год быка 2009 году по восточному календарю...

18 05 2020 0:29:19

Курение - Святые отцы о курении |

Курение. О курении писали многие святые отцы Церкви и, в частности, Нектарий Эгинский и Силуан Афонский. От них мы узнаем, что человек должен победить свои...

17 05 2020 4:31:33

Календарь стрижек: февраль 2011 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Лунный гороскоп стрижки волос на февраль 2011 года - узнай, когда самое подходящее время сделать стрижку и окраску....

16 05 2020 21:16:26

Календарь стрижек: июль 2012 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Удобный календарь стрижек на июль. Когда лучше стричь волосы и делать депиляцию....

15 05 2020 6:59:57

Стихия Дерева – год Крысы 1924, 1984 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Год крысы 1924, 1984 стихия дерево - особенности характера по восточному гороскопу...

13 05 2020 0:47:27

Как на Руси отличали девицу от замужней? |

Понять, замужем девушка или нет можно по кольцу или через страницу в социальной сети. Раньше же отличительных признаков было намного больше. На самом деле отличить девицу от замужней раньше было куда проще....

12 05 2020 20:22:58

Стихия Воды – год Крысы 1972 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Характер и особенность человека, родившегося в год Крысы в 1912, 1972, 2032 годах...

11 05 2020 22:27:22

Блаженство и счастье - что это значит? |

Блаженство и счастье - что это значит? Счастье – есть удовлетворённость стремлениям и потребностям человеческой природы. В человеке изначально заложено стремление к Богу. Человек ненасытен, пока не придёт к Отцу Небесному....

10 05 2020 11:33:22

Календарь стрижек: май 2013 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп стрижек на май 2013 года - удобный календарь благоприятных дней для стрижки, окрашивания, завивки волос...

09 05 2020 4:28:59

Стихия Металла – год Кабана Свиньи 1971 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

год Кабана Свиньи 1911, 1971 - характеристика по восточному гороскопу людей под стихией Металла...

06 05 2020 19:58:43

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.