Церковь и собака - как православие относится к собаке? | > Вера и Веды
Вера и Веды    

Церковь и собака - как православие относится к собаке? |


Церковь и собака — как православие относится к собаке?

«Собака — допустимо ли ее держать в доме, можно ли держать собаку в доме, можно ли давать собаке человеческое имя, можно ли считать собаку членом семьи?» — какими странными эти вопросы не показались бы, но они довольно-таки часто звучат в православной среде. Давайте разберемся с этими вопросами.

Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху? Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню. Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23:18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.

Скотоводу овчарка совершенно необходима, иначе стадо не уберечь. А у древних евреев скотоводческий труд – фактически основной. И, тем не менее, это не влияло на их отношение к четвероногим «караульщикам»: «ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих» (Иов 30:1). Но в качестве домашних животных собаки, согласно Библии, появляются поздно, причем с той же охранной функцией: когда Товия начинал держать путь к Рагуилу, его сопровождал Ангел «и собака юноши с ними» (Тов.5:17). Знаменательно звучит восклицание Авенира: «разве я — собачья голова?» (2Царств. 3:8). Смысл его почти идентичен афоризму Соломона: «псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Еккл. 9:14). Тут настолько сказано ясно, что всякие комментарии излишни.

Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ ей Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:27). И в христианстве собака не становится львом. Апостол Павел предупреждает: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3:2), имея в виду лжеучителей. Ап. Петр выражается еще крепче, когда обличает грешников старой пословицей: «пес возвращается на свою блевотину» (2Петр. 2:22).

Христиане первой половины V века считали, что предводитель гуннов Аттила родился в результате «преступной связи девушки с собакой» – настолько он был ненавидим.

Назиданием на все времена звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6). Речь здесь, конечно, о людях: о невозможности проповеди Евангелия перед гордыми, нераскаянными, ожесточенными, ибо такая проповедь была бы искушением Господа Бога нашего.

В словах Спасителя заключено также понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль он проводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы!» (Мф. 12:11,12). Говорит и ученикам: «сколько же вы лучше птиц?» (Лк. 12:24).

Поэтому, когда речь заходит об уничижительном отношении к собакам, то воспринимать его за злое – напрасно. Было бы нелепо, если б всеблагой Творец ненавидел свое ничем не провинившееся создание. Библия указывает нам исключительно на иерархию, нарушение которой и «есть мерзость перед Господом Богом твоим». Человек психически и духовно здоровый, естественно, любит создания, сотворенные Богом. Поэтому смерть домашних животных вызывает у людей печаль. Однако она бывает подчас явно чрезмерной. В таких случаях есть основание задуматься о правильности нашей духовной жизни. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (22:39). Если человек научится это соблюдать, то любовь к животным в его душе займет свое иерархически подобающее место.

Вопрос классификации на «чистых и нечистых» животных в Православии пересмотрен. Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда — ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился».

Библейское понимание иерархического места собаки было свойственно и нашим предкам. А ведь обилие лесов на Руси, казалось бы, повышало роль четвероногого помощника куда значительней, нежели в древней Палестине. Если там «собачье дело» ограничивалось пастушьей и караульно-сторожевой функциями, то на русской земле, помимо охраны, оно включало в себя любительскую и промысловую охоту (домашних животных избегали резать в пищу, потребляли преимущественно дичь), а на Крайнем Севере к охоте прибавлялось тягло. И все-таки даже холодный климат бессилен был разжалобить русича-христианина: в самые лютые морозы собака не смела ступить дальше сеней; поселение ее в жилом помещении – примета размытого религиозного сознания, плодом которого является выведение декоративных пород собак.

Сегодня можно слышать: «Живя в городе, мы не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это».

Запретов нет на многое в нашей жизни, чего всякий порядочный человек себе не позволит, но с «перестройки» стали твердить: «Что не запрещено, то разрешено». Вот так, разрешая что не запрещено, мы уже третий раз после Гражданской войны затопили Россию волной детской беспризорности. Если есть необходимость держать собаку в городской квартире, то разумно же отвести ей место в прихожей, однако она почему-то лежит на диване или ласкается к хозяевам прямо в постели. Сколько раз приходилось слышать признания, что собака стала еще одним «членом семьи». Нет, расхожую поговорку «собака – друг человека» христианину следует понимать не буквально, а условно, помня о Библейских ценностях. Животные ведь не имеют образа Божия. Из земных творений только человек создан по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души. Но души у животных смертны, как учил Палама. Да и св. Василий Великий предупреждал: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою». Всю пошлость очеловечивания четвероногого «друга» ярко показал М. А. Булгаков в некогда запрещенной повести «Собачье сердце».

Вполне возможно, что вошедшее в русский язык слово «собака», употребляющееся как ругательство, имеет татарское происхождение, но не это объясняет его уничижительный оттенок, как думают некоторые. Татарского происхождения и «халат», и «сарай», и «башмак», и еще много других бытовых слов, однако никто ведь их не употребляет с уничижительным оттенком. А вот матерная брань это «песья брань», язык псов, их речевое поведение. В качестве бранного, в славянских языках существует выражение «песья вера», относящееся к иноверцам.

Внимание к животным, забота о них не должны отвлекать нравственное сознание от внимания непосредственно к самому человеку. Иногда кто-нибудь из нас раздражается на людей, наносит им оскорбления, а свою собаку всегда ласкает. Это говорит лишь о бесспорной ущербности духовно-нравственной жизни. «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама».

Когда снова сказывалось на Руси язычество, тогда заявлял о себе и «народный оккультизм». Так на Святки девушки загадывали: «Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!». А сколько самых невероятных примет связывали люди со своими дворовыми сторожами, начиная от их воя и кончая походкой! Та же матерщина широко была представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, земледельческих, т.е. в обрядах, связанных с плодородием. Мат являлся необходимым компонентом данных обрядов и носил, безусловно, ритуальный характер.

Поучителен случай со старцем Паисием Святогорцем. Однажды его спросили:

– Отец, помешают ли радости этой жизни и привязанность к ним нашей души тому, чтобы преуспевать по-христиански?
– Нет, если сумеешь иерархически правильно относиться к вещам. Например, детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых – как святых, Ангелов – как Ангелов, Бога – как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат, – ответил старец.

Сегодня раздаются голоса: «“дискриминация” собак православными христианами не имеет под собой основания». Правильно, «дискриминация» – не имеет, но иерархическое сознание должно православных христиан не покидать. Иначе надо примириться с такими случаями, подобными тому, что произошел в Великобритании, когда в роли подружки невесты на свадьбе выступила собака.

Как соглашаться с присвоением собакам человеческих имен, а людям – собачьих кличек? Писать о чем уже стало банальностью, но все же необходимо напомнить, что подобное есть ни что иное, как святотатство. Имена ведь берутся из святцев. А это – поругание Христа в человеке и оскорбление Царя Небесного на Престоле, плевок в святых – друзей Сына Человеческого. Чем тогда надеемся на Суде оправдаться?

Здесь поневоле хочется привести крылатую фразу М. Скотта: «Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак».

Несмотря на символику, иерархическое сознание и поставило под запрет изображения св. мученика Христофора с собачьей головой. С «песьеголовостью» у славян-язычников, например, по данным письменных источников, связаны религиозно-магические комплексы – поедание женских грудей, кормление щенков женщинами, ритуальное убийство младенцев.

Хотя в раннехристианские времена собака была символом верности церковным вероучениям и бдительности по отношению к ересям (изображения собаки часты у подножия могильных памятников, на что обращал внимание А. С. Уваров, считавший данные изображения символом самого христианина).

Тем не менее, то, что было позволительно на заре христианства, не дает разрешения на его применение сегодня. Мы должны уяснить одну простую истину: без иерархически верного понимания мира нет спасения человеку. И отношение к собаке – одно из звеньев этого понимания.

Виктор Кутковой



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Стихия Дерева – год Быка 1985 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Год Быка 1985 под стихией Дерева - характер и привычки рожденных в это время людей...

04 12 2020 6:23:23

Женщина-Обезьяна: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Самое интересное про женщин, родившихся в год Обезьяны, ждет тут! Спешите сюда!...

03 12 2020 18:22:56

Гороскоп на 2018 год для Дев - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Вообще 2018 год для Дев — это период принятия ответственных и судьбоносных решений. Недопустимо медлить и стоять на месте. Если ждать, то проблемы будут накапливаться. Тогда разобраться с ними будет гораздо сложнее....

01 12 2020 12:19:55

Целебные свойства драгоценных камней - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

магия камней, целебные свойства камней, драгоценные камни...

30 11 2020 15:14:59

Стихия Земли – год Обезьяны 1968 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Тайны стихии Земли в год Обезьяны! Самое интересное, только тут!...

29 11 2020 12:38:18

Стихия Металла – год Кабана Свиньи 1971 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

год Кабана Свиньи 1911, 1971 - характеристика по восточному гороскопу людей под стихией Металла...

27 11 2020 21:10:55

Стихия Дерева – год Крысы 1924, 1984 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Год крысы 1924, 1984 стихия дерево - особенности характера по восточному гороскопу...

26 11 2020 2:42:51

Гороскоп 2019: рекомендации для всех - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Согласно Гороскопу 2019 года миролюбивая и доброжелательная Свинья займет свой почетный трон 5 февраля. Этот день будет наиболее благоприятным, чтобы подве...

25 11 2020 2:25:52

Почему гадание - грех? Кто такие суженный и суженная? |

Почему гадание - грех? Кто такие суженный и суженная? Слово «суженный» (от слова «судить», «суждено») имеет языческие корни, ибо тесно связано с понятием...

24 11 2020 17:55:32

НИБИРУ и КВАВАР: в поисках планеты X - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

О существовании некой неизвестной планеты в Солнечной системе в последнее время говорят все чаще. Десятую планету, или, как ее еще называют, планету Х, иск...

23 11 2020 0:53:29

"Мытарь и фарисей" в электричке |

" Мытарь и фарисей" в электричке. Не так давно один из пользователей интернета ( Михаил имя ему) выложил в одной из социальных сетей небольшой рассказ,...

22 11 2020 1:57:39

Борется ли дьявол с Богом? |

Борется ли дьявол с Богом? Помните знаменитую фразу Достоевского: « Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»? Несмотря на ее хрестоматийнос...

21 11 2020 6:46:57

Календарь стрижек: январь 2012 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Воспользуйтесь гороскопом стрижки волос в январе 2012 для того, чтобы правильно выбрать день стрижки и окрашивания волос, не навредив своему здоровью и благополучию....

20 11 2020 11:26:14

Экстрасенсы, народные целители и бабки - что происходит с душой от их "лечения" |

Часто можно слышать - "экстрасенсы, бабки, колдуны, народные целители, какое имеет значение, из какого источника получают свою силу маги и колдуны, если......

18 11 2020 13:16:25

Как заплести французскую косу (обучающее видео) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Пошаговое видео, урок как заплести французскую косу самой себе...

17 11 2020 6:24:11

Пасочница - как делать пасху |

Пасочница - как делать пасху. Кулич, творожная пасха и крашеные яйца – вот три ключевых момента пасхальной трапезы, ее сакральные блюда, освященные и...

16 11 2020 18:49:19

Суббота - как Церковь относится к субботе? |

Суббота для древних христиан в еженедельном богослужебном круге была вторым по значимости праздником после воскресения (малой Пасхи), в которое, соответс......

15 11 2020 13:20:40

Стихия Металла – год Кролика (Кота) 1951, 2011 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп для тех, кто родился в год Кролика в 1951 и 2011 году по восточному календарю. Это люди стихии Металла...

14 11 2020 15:28:54

Рунические талисманы и обереги - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Руны можно чертить на любом предмете, изготовленном из естественных материалов - дерева, глины, металла, камня. В древности их выкладывали из гладко обстру...

11 11 2020 14:17:43

Свобода - что такое христианская свобода? |

Свобода - чаще всего о «свободе» говорят как о свободе в политическом смысле, свободе от тирании и угнетения со стороны других людей. Библия начинает расск...

10 11 2020 22:10:32

В сети появились фейковые страницы "" |

Дышу Православием...

09 11 2020 11:49:54

Стихия Дерева – год Обезьяны 2004 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Все самое сокровенное про стихию Дерева в год Обезьяны! Спеши к нам, чтобы узнать!...

08 11 2020 5:22:53

Стихия Огня – год Козы 1967 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Стихия Огня для людей, родившихся в год Козы! Вы не поверите!...

07 11 2020 14:38:12

Стихия Дерева – год Кролика (Кота) 1975 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп для людей рожденных в 1975 году под покровительством кролика (кота) и стихии дерева....

06 11 2020 5:37:27

КОЗЕРОГ: гороскоп на 2013 год - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Гороскоп для козерога на 2013 год - это самый удачный год за последние пять лет, вы измените свое мироощущение и поменяете взгляды на жизнь....

05 11 2020 0:45:27

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.