Феофан Затворник, святитель. Житие | > Вера и Веды
Вера и Веды    

Феофан Затворник, святитель. Житие |


Феофан Затворник, святитель. Житие

Дни памяти: 6 января (преставление), 10 января, 16 июня (Перенесение мощей)

Подвижник веры и благочестия епископ Феофан Затворник оказал глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества. Своим молитвенным созерцательным подвигом, чистотою сердца, целомудрием и благочестием, сохранённым от юности, святитель Феофан стяжал дар опытного постижения святоотеческой аскезы. Этот опыт он — богослов и экзегет — изложил в своих многочисленных творениях, которые могут рассматриваться чадами церковными как практические пособия в деле христианского спасения.

Мирское имя Преосвященного Феофана было Георгий. Он родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии, где отец его, Василий Говоров, был священником. Кроме Георгия у Василия Тимофеевича и его супруги, Татианы Ивановны, были еще три сына и три дочери. Говоровы вели примерную семейную жизнь и оба отличались глубокою религиозностью и сердечною отзывчивостью к людям. В том же духе они старались дать воспитание и своим детям, заботливо следя за их нравственностью.

Когда Георгию минуло 8 лет, его отдали в Ливенское духовное училище. Получив основательную домашнюю подготовку, мальчик учился очень хорошо и вёл себя с примерною скромностью. В 1829 году Георгий Говоров в числе лучших учеников был переведён в Орловскую духовную семинарию. Здесь, так же, как и в училище, он резко выделялся из среды своих товарищей не только серьёзностью занятий, но и примерным благонравием. В последних классах семинарии с большею ясностью стали определяться и склад ума Говорова, и черты его нравственного характера.

По окончании семинарии в 1837 году Говоров, как лучший из воспитанников своего курса, отправлен был на казённый счёт для дальнейшего образования в Киевскую Духовную академию. Ещё в семинарии он решил как можно серьёзнее заниматься изучением богословских предметов и строго хранить чистоту своей души и непорочность сердца.

Насколько непоколебимо и прочно было в нём это решение, видно из того, что ещё за год до полного окончания академического курса он подал прошение о пострижении в монашество. 15 февраля 1841 года, когда ему минуло всего 26 лет, он принял постриг с именем Феофан.

В 1841 году, уже в сане иеромонаха, Феофан в числе первых закончил академию и был удостоен степени магистра богословия. По выходе из академии молодой магистр первоначально посвятил себя учебно-воспитательной деятельности, последовательно проходя должности: ректора Киево-Софиевского духовного училища, затем инспектора Новгородской семинарии, а потом бакалавра и помощника инспектора Санкт-Петербургской Духовной академии.

К тому времени нашим правительством окончательно был решён вопрос об учреждении в Иерусалиме Духовной миссии. Иеромонах Феофан давно горел желанием посетить святые места Палестины, лично ознакомиться с положением Православия на Востоке.

Штат этой вновь образованной Русской духовной миссии состоял всего из четырёх лиц: её начальника архимандрита Порфирия, иеромонаха Феофана и двух воспитанников Санкт-Петербургской семинарии — Соловьёва и Крылова. Шесть лет пребывания в Палестине были для иеромонаха Феофана временем неустанного труда по изучению религиозной жизни Востока, чему особенно благоприятствовали неоднократные поездки членов Миссии за пределы Палестины — в Сирию и Египет.

По возвращении в Россию иеромонаху Феофану, возведённому в 1855 году в сан архимандрита, суждено было потрудиться на поприще того же духовно-учебного ведомства, вплоть до ректорства Санкт-Петербургской академии, а до этого назначения ещё раз побывать на Востоке уже в качестве настоятеля Посольской церкви в Константинополе. В это вторичное посещение Востока (1856-1857 годы) архимандрит Феофан имел случай войти в самое близкое общение с Афоном, не раз посещая тамошние монастыри и изучая на месте жизнь афонских иноков.

В 1859 году архимандрит Феофан после столь частых и неожиданных перемещений с места на место был наконец призван к епископскому служению на Тамбовскую кафедру, а в 1863 году ему дана была в управление более обширная и многолюдная епархия — Владимирская.

Семь лет архипастырского служения последовательно на двух кафедрах — сначала в Тамбове и затем во Владимире — были для Преосвященного Феофана временем его неутомимых забот о благе своих пасомых. Он неустанно совершал богослужения, произнося каждый раз глубоко назидательные поучения; часто ездил по епархии, возобновлял храмы и всей полнотой любящего сердца жил со своими пасомыми, отечески заботясь об их благе и спасении. Всегда ласковый, приветливый, он со всеми — какого бы сана, положения и возраста кто ни был — обращался с примерным благодушием и величайшею кротостью. Если же по справедливости ему, как епархиальному начальнику, нужно было наказать кого-то выговором, то он поручал это сделать ключарю собора, как бы боясь нарушить тот закон любви, которым он неуклонно руководился в своей жизни и пастырской деятельности.

Служение Преосвященного Феофана в святительском сане, благодаря высоким личным качествам, обещало дать много добрых плодов Святой Церкви. Но ему, как епархиальному архиерею, неизбежно приходилось заниматься совсем не сродными его сердцу делами. Поэтому всё сильнее и настойчивее стала утверждаться в нём мысль об удалении на покой от дел епархиального управления и об избрании для себя такого места жительства, где бы он беспрепятственно мог отдаться молитве и богомыслию. Ещё в бытность свою на Тамбовской кафедре он облюбовал себе такое место — Вышенскую пустынь, о которой не раз говаривал: «Нет места лучше, как Выша». Сюда-то и устремилась мысль святителя, когда он задумал окончательно удалиться от многих не близких его созерцательной душе обязанностей по епархиальному управлению.

Когда в 1866 году в Синоде было получено от Преосвященного прошение об увольнении «на покой» простым иноком в Вышенскую пустынь, присутствующие члены Синода невольно пришли в недоумение и, не зная, как поступить с этой просьбой, прежде всего просили первенствующего члена Синода митрополита Исидора частно переписаться с просителем и узнать, что заставляет его принять такое решение.

В своём ответном письме Преосвященный Феофан объяснил, что под словом «покой» он совсем не имел мысли о ничегонеделании, а что, и по увольнении от епархиальнаго управления, желает так же неленостно трудиться для Православной Церкви, но только «иначе», а именно посредством своих ничем внешним не отвлекаемых трудов по изъяснению Священного Писания. При этом святитель с полною откровенностью признаётся, что он давно лелеял в своей душе мечту посвятить себя исключительно духовным подвигам и созерцательной жизни в тиши уединения. Приняв во внимание такое объяснение, Святейший Синод уважил просьбу Преосвященного, и он был назначен настоятелем Вышенской пустыни.

Прибыв в Вышу, Преосвященный Феофан прежде всего сложил с себя должность настоятеля пустыни, предпочитая всё время оставаться здесь в простом звании инока. Первые шесть лет пребывания в пустыни святитель-инок посвятил как бы подготовке себя к тому высокому подвигу, к которому намерен был с течением времени перейти, заключив себя в затвор. Он наравне с братиею постоянно ходил в церковь на все монастырские богослужения. В воскресенья и праздничные дни сам служил соборно с архимандритом и монашествующими. Поучений, однако, не произносил, но самое служение его пред престолом Божиим, по свидетельству вышенских иноков, было для всех живым поучением.

В 1872 году святитель Феофан своими руками устроил у себя в келиях малую церквицу, отделив для неё часть наибольшей из комнат — гостиной, где и стал совершать все церковные службы совершенно один, без сослужащих. Наложив на себя великий подвиг строгого затвора, он, кроме настоятеля пустыни архимандрита Аркадия, своего духовника игумена Тихона и келейника, никого уже не принимал. 10 лет святитель-затворник служил Литургию в своей келейной церкви по воскресным и праздничным дням, а в последние 11 лет ежедневно. На вопрос одного из ближайших своих почитателей, как он служит Литургию один, святитель ответил: «Служу по служебнику, молча, а иногда и запою…» Но если смолк живой голос святителя для лиц, имевших когда-то личное и непосредственное общение с ним, то ещё плодотворнее стал он влиять на людей своими богомудрыми творениями и ответными письмами. Кто бы ни обращался к нему за советом и разъяснениями по вопросам духовной жизни, он никому не отказывал в своём письменном руководстве.

Частная переписка святителя с его многочисленными корреспондентами была для него как бы только «подельем», как он нередко выражался. Главная же и наиболее существенная его цель при трудах писания состояла в том, чтобы обогатить нашу богословскую и аскетическую литературу сочинениями и переводами святоотеческих творений. В них у нас чувствовался большой недостаток. И святитель-подвижник том за томом выпускал свои учёные труды, так что во время затвора им напечатано было свыше трёх тысяч печатных листов.

В чём состояла и как протекала собственно внутренняя, духовная жизнь святителя в течение 22 лет затвора, не было доступно наблюдению лиц посторонних и для всех осталось сокровенной тайной. Единственным живым свидетелем, с которым подвижнику по необходимости приходилось иметь некоторое личное сношение, был его келейник Евлампий. Но обязанности последнего ограничивались очень немногим. Каждый день по особому условному стуку он являлся из своей комнаты, помещавшейся в нижнем этаже покоев Владыки, чтобы подать ему чашку кофе и обед, который в скоромные дни состоял из одного яйца и стакана молока, а в четыре часа вечера принести чашку чаю, чем и ограничивалось дневное пропитание подвижника. На обязанности того же келейника лежала забота — с вечера приготовить всё нужное для совершения святителем ранней Литургии, а именно: просфоры, красное вино, ладан и прочее.

В последние годы у святителя-затворника от постоянных и напряжённых занятий письменными работами стало падать зрение, но он продолжал по-прежнему трудиться. Всё в том же строгом порядке было распределено у него время. Только с 1 января 1894 года, за пять дней до кончины святителя, этот ежедневный порядок его жизни несколько расстроился. Не всегда в определённое время святитель давал условный знак о времени чая или обеда.

Накануне праздника Богоявления, чувствуя слабость, Владыка попросил своего келейника помочь ему пройтись по комнате. Тот провёл его под руки несколько раз, но немощный Владыка, утомившись, отослал его, а сам лёг в постель. Однако на другой день, в храмовый праздник своей келейной церкви в честь Богоявления Господня, он ещё в силах был отслужить Божественную Литургию и кушал чай, но к обеду не давал условного знака долее обыкновенного. Келейник, заглянув в рабочий кабинет святителя и увидев, что он сидит и что-то пишет, не захотел его беспокоить. Окончив письмо уже около двух часов пополудни (Владыка обычно кушал в час), епископ Феофан подал знак. Келейник, услышав стук, принёс ему обед. Но обычная порция оказалась велика: святитель вместо целого яйца скушал только половину и вместо целого стакана молока выпил только полстакана. Не слыша стука к вечернему чаю, келейник снова заглянул в комнату затворника. Это было в пятом часу вечера. Владыка лежал на кровати, глаза его были закрыты, левая рука спокойно лежала на груди, а пальцы правой сложены как бы для архиерейского благословения… Тихо подойдя к койке, келейник увидел, что Преосвященный труженик почил о Господе…

Кончина святителя последовала на семьдесят девятом году его жизни 6 января 1894 года. Торжественное отпевание почившего совершено Преосвященным Иеронимом, епископом Тамбовским, в Казанском соборе Вышенской пустыни. Мощи святителя были положены в правом Владимирском приделе этого храма.

Канонизация святителя Феофана состоялась на Поместном Соборе Русской Православной Церкви , посвящённом 1000-летию Крещения Руси.

Сейчас мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского, покоятся в храме преподобного Сергия Радонежского (село Эммануиловка Рязанской области, недалеко от Выши). В том же храме находится чудотворный образ Казанской (Вышенской) Божьей Матери.

Святитель Феофан, посвятив себя поискам пути к Вечной жизни, показал этот путь и последующим поколениям в своих богословских трудах.



  • Тут
  • ссылка на сайт гидры
  • hydrafree.com

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Гороскоп на 2017 год Овен - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Что в будущем ждёт Овна: гороскоп на 2017 год для этого знака зодиака. Изменения в личной и семейной жизни, карьерные перспективы и финансовые ожидания, а также возможные проблемы со здоровьем....

25 01 2020 0:35:14

Стихия Земли – год Лошади 1978 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Раскрываем секреты для людей, рожденных в 1978 году - стихии Земли в год Лошади! Успейте узнать!...

24 01 2020 4:31:16

Прогноз на 2010 год по Лунным Картам - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Я уже давно пользуюсь в своей практике замечательной мантической системой, разработанной Анжеликой Долгополовой – Лунными Картами. Возможности у них очень...

23 01 2020 7:42:31

Курение - Святые отцы о курении |

Курение. О курении писали многие святые отцы Церкви и, в частности, Нектарий Эгинский и Силуан Афонский. От них мы узнаем, что человек должен победить свои...

22 01 2020 2:25:38

Как воспитывать детей? |

Среди тех обязанностей, которые в этой жизни возложил на нас Бог, нет, наверно, более важной и более трудной, чем воспитывать детей. Они не только наше, н...

21 01 2020 1:44:14

Магия цвета - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Невозможно выделить какой-то конкретный цвет для того или иного знака Зодиака, который бы приносил людям, родившимся в определенный период времени, удачу и...

19 01 2020 13:36:34

ЦЕЛЕБНЫЕ РИТМЫ - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Что первое приходит на ум, когда мы слышим звук барабана? Древние ритмы, шаманы, ритуальные пляски; кому-то представляется Африка и кружащиеся в безумном т...

18 01 2020 6:24:52

Гороскоп на 2019 год для Дев | Эзотерика

Желтая Земляная Свинья — покровительница 2019 года — поможет Деве обрести внешнюю гармонию, направит на путь спокойствия и умиротворенности. Гороскоп 2019 для...

17 01 2020 21:26:56

Год Обезьяны гороскоп – карьера - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Интересные факты карьерного роста людей, родившихся в год Обезьяны!...

16 01 2020 20:33:44

Божества древних кельтов - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

имена кельтский богов и богинь, краткое описание и пояснение их функций...

14 01 2020 0:10:55

Календарь стрижек: декабрь 2011 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Хотите быть на новый год неотразимыми? Посмотрите календарь стрижки волос и узнайте, когда лучше сделать стрижку к Новому Году, учитывая лунный день и положение Луны...

13 01 2020 12:15:46

Женщина в Церкви |

Женщина более восприимчивы к вере. Женщиной был составлен первый благодарственный гимн Богу. Женщины первые благовествовали о Воскресении...

12 01 2020 9:10:35

Толкование Херувимской песни

Херувимская песнь – песнь, которая поется на Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней великого Четвертка и Великой Субботы) во время совер...

11 01 2020 20:34:37

Коса из 5 прядей (обучающее видео) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Обучение плетению косичек из пяти прядей пошагово...

10 01 2020 22:28:47

Календарь стрижек: сентябрь 2011 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Подобрать самый благоприятный день для стрижки волос в сентябре 2011 поможет наш календарь стрижек. Узнайте, когда лучше всего записаться к парикмахеру....

09 01 2020 16:54:45

Стихия Огня – год Кабана Свиньи 2007 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Характеристика людей родившихся в год кабана-свиньи под покровительством стихии Огня...

08 01 2020 12:47:13

Смирение - смирять или смиряться? |

Конечно, мы очень любим смирять! Одна из самых легко усваиваемых «наук» – наука смирять других. Когда мы находимся на месте начальствующего, нам каж......

07 01 2020 20:18:31

Дети Индиго - Люди будущего, наука Эндоэкология (видео) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Почти все мы слышали о детях индиго, но мало кто может похвастать, что общался с ними непосредственно. На самом же деле таких ребятишек куда больше, чем ка...

06 01 2020 11:44:15

Календарь стрижек: сентябрь 2010 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

1 сентября, среда. 23 лунные сутки. Луна  в Близнецах. Стричься сегодня рекомендовано тем, кто хочет, чтобы волосы после стрижки имели склонность к завиван...

05 01 2020 22:51:24

Оккультизм - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Впервые термин « Оккультизм» был употреблен в XVI веке Агриппой Неттесгеймским. Звучал термин так: "philosophia occulta", что переводится как философия непо...

04 01 2020 5:43:58

Год Обезьяны гороскоп – карьера - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Интересные факты карьерного роста людей, родившихся в год Обезьяны!...

03 01 2020 3:51:35

Семисвечник - что символизирует семисвечник? |

Семисвечник (евр. менора) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник...

02 01 2020 7:58:55

Традиционная одежда Магов - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Магическая одежда - средство усиления и защиты Влияние одежды на состояние Мага Одежда в Магии имеет очень большое значение. Носимая на теле одежда формиру...

01 01 2020 21:19:59

Сектоведу - 20 ошибок сектоведа |

Сектоведу. Здесь собраны 20 ошибок, которые допускает сектовед в профилактике или противодействии сектам. Полезно прочитать всем, кто работает с сектами...

31 12 2019 22:15:23

Календарь стрижек: сентябрь 2013 - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Календарь стрижки волос на сентябрь 2013 года - удобная таблица для расчета благоприятного дня для стрижки и окрашивания...

30 12 2019 23:24:28

Год Козы гороскоп – карьера - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Все про карьеру для людей, родившихся в год Козы!...

29 12 2019 4:40:49

Диаконисса - кто это? |

Диаконисса — особая категория женщин в древней церкви I—VIII веков, принявших посвящение и несших определённое служение в церкви. Традиционно-ортодоксальные...

28 12 2019 21:10:31

Восточный календарь по годам рождения - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

таблица точных дат начала и окончания года по восточному календарю...

27 12 2019 1:33:23

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.