Можно ли быть христианином без знания догматов? | > Вера и Веды
Вера и Веды    

Можно ли быть христианином без знания догматов? |


Можно ли быть христианином без знания догматов?

В настоящее время нередко приходится слышать, что хотя изучение догматов и ведёт к повышению богословской эрудиции, однако принципиального значения для спасения не имеет. Мол, для христианина главное — быть хорошим человеком, а для этого необходимо прежде всего исполнять нравственные нормы. В качестве аргумента приводят слова Иисуса Христа: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17).

Но такая оценка ошибочна. «Нет ничего более ценного, чем познание, — пишет преподобный Иоанн Дамаскин, — ибо познание есть свет разумный души. Наоборот, незнание есть тьма. Ибо как лишение света есть тьма, так и отсутствие познания есть помрачение разума. Неразумным существам свойственно незнание, разумным — познание. Поэтому, кто, будучи от природы способен к познанию и ведению, не имеет его, тот, хотя он от природы и разумен, тем не менее по нерадивости и слабости души бывает хуже неразумных. Под познанием же я подразумеваю истинное познание сущего».

Желающему исполнять Божьи заповеди нельзя отмежевываться от изучения догматики. Все церковные догматы содержат аксиологический аспект. Постигая истины веры, христианин не воспринимает их аморфно: у него возникает творческая реакция, побуждение делать добро. Догматы должны быть влиты в христианскую жизнь. Ведь они — не голые бесполезные формулы, а «глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68), которые, по заповеди Спасителя, необходимо изучать: «…научитесь от Меня» (Мф. 11:29); «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

Уверенность в возможности исцеления от скверны греха исключительно на основе знания, что следует, а что не следует делать, связано с непониманием смысла провозвестия Христа. Очень часто такие суждения сопровождаются кичливым упрямством и надменною мыслью: «уж я-то без догматики спасусь!». Конечно, достичь некоторого уровня цивилизованности, гражданской порядочности, доброжелательности, гуманности можно и без догматических формул. При известных обстоятельствах это по силам и язычникам, и даже лишённым чувства зависимости от Бога атеистам. Однако для тех людей, чьи нравственные эталоны не ограничиваются стереотипами и шаблонами общественной морали, для тех, кто стремится к совершенной добродетели, подлинной нравственной свободе, смиренной любви, миру и покою в душе, знание догматов необходимо. И вот почему.

Человек создан не для того, чтобы жить в удалении от Бога. Господь Саваоф сотворил его по Своему образу и подобию, вдунул в него дыхание жизни. Это значит, что в идеале близость между человеком и Богом должна быть такой, какова близость между отображением и Первообразом, между дыханием и Дышащим. Человек призван стать причастником высших нетленных даров и сил будущего века, но единение человека и Бога, богоуподобление и обожение осуществимо лишь в рамках Завета, утвержденного через Иисуса Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

Приобщение к этому Завету происходит по вере, через самоотвержение и послушание: «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20); «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Православная вера — это не вера в морально-нравственный долг, а союз между Богом и человеком. Но она — и Божественный дар, и глубинный феномен человеческой жизни. Её нельзя ассоциировать с чем-то внешним, случайным. «Веровать» ради моды, престижа или чтобы не выпасть из коллектива, — извращать Благовестие. Грешник призван принять веру осознанно и свободно, с тем, чтобы она стала предметом его внутреннего убеждения, сердечной отрадой, жизненным стержнем. Человек говорит своему ближнему «я в тебя верю», когда в нём уверен. Почему? Потому что знает его как личность, на которую можно положиться. С другой стороны, когда кто-нибудь говорит о собрате: «ничего не хочу о нём слышать, знать его не желаю», это значит, что он — против общения с ним.

Будучи реалией индивидуального и массового сознания, вера в Бога тоже содержит в себе гносеологический и психологический аспекты: надежду, доверие, желание общаться и следовать Его святой воле. А сие невозможно без знания догматических уложений о том, что Бог благ, добр, человеколюбив, милосерден, праведен, мудр, всемогущ, радуется обращению грешника и готов отозваться на его обращение ниспосланием благословения.

Так, по наблюдению Иова, не ведающие Владыку беззаконники, «говорят Богу: “отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?”» (Иов. 21:14-15). А по свидетельству апостола Павла, отсутствие у иудеев надлежащего понимания Божеской праведности способствовало их отторжению от Христа: «Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:1-4). И действительно, «как призывать Того, в Кого не уверовали?» (Рим. 10:14).

«Дай же мне, Господи, узнать и постичь, — обращается к Богу блаженный Августин, — начать ли с того, чтобы воззвать к Тебе или с того, чтобы славословить Тебя; надо ли сначала познать Тебя или воззвать к Тебе. Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то другому может незнающий».

Для не сведущих в учении о предназначении человека, будущем воскресении мертвых, воздаянии праведникам и грешникам непонятен смысл человеческой жизни. Так, одни видят главной задачей продолжение рода, рождение и воспитание детей; другие — служение обществу; третьи стремятся оставить после себя исторический след; четвёртые думают, что они родились для того, чтобы жить в благополучии, есть и пить в соответствии с принципом: «жизнь коротка! торопись, бери от жизни всё!». И только христианство безукоризненно освещает этот вопрос: для того чтобы земная жизнь человека соответствовала высшему смыслу, необходимо приобщить её к жизни Христа. Следовательно, полноценная здравая вера подразумевает не абстрактное «верую», а конкретное, стройное, содержательное миросозерцание и мировоззрение.

По словам апостола Петра, «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2:21). Следовать по стопам Христовым — значит, сораспявшись Спасителю и наложив на себя узы жертвенного служения, подражать Ему как своему Главе и Учителю. А это исполнимо лишь при условии знания предмета, мотивов и целей подражания: при наличии твёрдого представления о Всесвятой Троице, Воплощении, Крестных страданиях, смерти, Воскресении и Вознесении Сына Божия, об основанной и возглавляемой Им Кафолической Церкви, о Страшном Суде. «Снижение требований к условию единения до одного лишь признания Иисуса Христа нашим Господом, — сообщается в “Резолюции совещания предстоятелей и представителей автокефальных Православных Церквей по вопросу »Экуменическое движение и Православная Церковь»” (1948 г.), — умаляет христианское вероучение до той лишь веры, которая по слову Апостола, доступна и бесам (Иак. 2:19Мф. 8:29Мк. 5:7)».

«…Веру, — пишет святитель Ириней Лионский, — доставляет истина, ибо вера созидается на том, что истинно существует, дабы мы веровали в сущее, как оно есть; веруя же в сущее, как оно всегда есть, мы твёрдо сохраняем свою уверенность в нём. А так как вера — постоянная хранительница нашего спасения, то необходимо и достойно прилагать к ней много попечения, чтобы достигнуть истинного уразумения сущего».

Опыт всемирной истории подсказывает: поведение отдельного человека и нравственный уровень целых сообществ имеет теснейшую связь с религиозными верованиями. Как известно, культы грубых племён не имели ввиду нравственное совершенство идолопоклонников, да и боги из греческих мифов, со свойственными им страстями и пороками, отнюдь не являли собой идеал добродетели, не могли расшевелить в почитателях покаянное чувство греховной нечистоты. Поэтому политеизм не имел такого возвышающего влияния на моральную сторону жизни людей, какое имеет Православие. Однако незнание многими современными верующими догматических истин служит им сетью и нередко приводит к извращенному представлению о Домостроителе — к созданию мысленного, воображаемого идола; а это — не что иное, как прямое нарушение заповеди о не-сотворении кумира (Исх. 20:3-4). Так, одни неоправданно принижают роль Божьего Правосудия пред ролью Его Милосердия и считают: что бы они ни совершали, в День Страшного Суда Господь непременно избавит их от бесконечных адовых мук. Другие видят в Небесном Владыке скорее Судью, чем Любовь, размывают надежду на милость и доводят себя до отчаяния.

Бог есть Истина, и идти к Нему нужно не по окольному, ложному пути, а по освещенному истиной. Всякий христианин, стремящийся к вышним Небесным обителям, должен прилагать все усилия к основательному усвоению догматов. Только осознанная и сердечно признанная вера может служить точкой опоры для богоугодного, душеспасительного, жизнерадостного творчества.

Отрицать связь между христианско-нравственной жизнью и знанием догматов — обеднять Православную веру до уровня гуманитарной доктрины. Для осуществления святой Божьей воли необходимо соблюдение как нравственных, так и догматических определений. «…Мы должны неповрежденно соблюдать правило веры и исполнять , — учит святой Ириней, — веруя в Бога и боясь Его, так как Он — Господь, и любя Его, так как Он — Отец». Без добросовестного исповедания догматов немыслимо самоотверженное исполнение заповедей, а без исполнения заповедей невозможно приобщение к Истине. Любовь к Господу и единение с Ним взращивается не иначе, как через заповеданные дела. С другой стороны, теоретическое изучение веры посредством формального мышления является лишь одним из аспектов богопознания. По большому же счёту, Истина постигается в опыте добродетельной, молитвенной жизни во имя Отца и Сына и Святого Духа по Христу, со Христом, во Христе.

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия СПб ПИРиЦИ



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Год Обезьяны гороскоп – любовь совместимость - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Любовная совместимость людей, родившихся в год Обезьяны! Спеши найти свою половинку!...

17 02 2020 3:17:20

Миры ясеня Иггдрасиль - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Мифическая топография Севера содержит множество волшебных и прекрасных мест, опасных и завораживающих не менее, чем существа, их населяющие. Я много сказал...

16 02 2020 2:19:10

Паранормальные явления - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

В наше время люди без должного количества информации прожить просто невозможно. Люди пытаются вобрать в себя как можно больше этой эфемерной субстанции, за...

13 02 2020 9:18:16

Гороскоп на 2019 год для Скорпионов | Эзотерика

Гороскоп 2019 для Скорпионов призывает их быть гибкими и целеустремлёнными. Плывя под парусом по волнам, знаку нужно аккуратно лавировать. Не имеет смысла идти...

12 02 2020 19:20:14

Восточный гороскоп: год Обезьяны - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Уникальные факты про людей, родившихся в год Обезьяны! Спеши узнать сокровенное!...

11 02 2020 14:40:41

Богослужение - что такое Царские часы? |

Православное богослужение. Что такое царские часы? Почему некоторые молитвы называют часами?...

10 02 2020 1:12:22

Гороскоп на 2019 год для Дев | Эзотерика

Желтая Земляная Свинья — покровительница 2019 года — поможет Деве обрести внешнюю гармонию, направит на путь спокойствия и умиротворенности. Гороскоп 2019 для...

09 02 2020 8:38:38

Экстрасенсы, народные целители и бабки - что происходит с душой от их "лечения" |

Часто можно слышать - "экстрасенсы, бабки, колдуны, народные целители, какое имеет значение, из какого источника получают свою силу маги и колдуны, если......

08 02 2020 23:17:20

Паранормальные способности по знакам зодиака - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Способности к магии по знакам зодиака Каждому человеку, родившемуся под определенным знаком Зодиака, от рождения были дарованы необычные таланты, которые м...

07 02 2020 2:22:44

Плакать по умершему – мера православного плача |

Плакать по умершему – мера православного плача. Часто мы видим, как безутешны христиане, потерявшие близкого им человека, словно не христиан хоронят они...

05 02 2020 11:35:28

Гороскоп на 2017 год Лев - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Что в будущем ждёт Львов: гороскоп на 2017 год для этого знака зодиака. Изменения в личной и семейной жизни, карьерные перспективы и финансовые ожидания, а также возможные проблемы со здоровьем....

04 02 2020 9:44:29

Исповедь - насколько часто следует исповедоваться? |

Исповедь. У нас, к сожалению, действительно в голове очень много всего перемешано, и нам кажется, что, если человек не может не грешить, он должен исповедо...

03 02 2020 17:54:25

Паремия: истории «про воду» |

Паремия (греч. παροιμία — притча) — элемент богослужения. В богослужебной практике православной церкви — отрывки из книг Священного Писания, которые читают...

01 02 2020 20:30:49

Гороскоп на год Тигра 2010 по восточному календарю - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Половина мира, если не больше, давно использует в обиходе различные веяния с некогда загадочного и непознанного, а ныне с экзотичного и развитого Востока....

30 01 2020 21:58:55

Диаконисса - кто это? |

Диаконисса — особая категория женщин в древней церкви I—VIII веков, принявших посвящение и несших определённое служение в церкви. Традиционно-ортодоксальные...

28 01 2020 2:36:47

Прическа с косой на длинные волосы (видео онлайн) - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Как заплести косу и красивый и пышный пучок на затылке своими руками...

27 01 2020 18:55:27

Агния (Анна) Римская, мученица |

Агния ( Анна) Римская, мученица...

26 01 2020 19:10:21

Блаженство и счастье - что это значит? |

Блаженство и счастье - что это значит? Счастье – есть удовлетворённость стремлениям и потребностям человеческой природы. В человеке изначально заложено стремление к Богу. Человек ненасытен, пока не придёт к Отцу Небесному....

25 01 2020 22:26:57

Энциклопедия демонических существ - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Душа человека - это истинная частица Бога. Так утверждает книга " Тания", основополагающий труд хасидизма Х А Б А Д. Ту же мысль мы можем найти и в других велич...

24 01 2020 3:25:58

Как приобретается порча и беснование в современном мире |

Порча, беснование и душевное расстройство - как различить? В наше время, время перемен, заметно умножилось число людей психически нездоровых. Это или люди с...

23 01 2020 12:52:54

ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ... чему быть? - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Канадские ученые заявляют, что на Солнце активизировался ядерный синтез. Исследователи зафиксировали ускорение реакции слияния легких атомных ядер в более...

22 01 2020 23:28:56

Магическая сила огня - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

" Мистики Востока утверждают, что первичной энергией мироздания является огненное вещество, которое создает в пространстве токи, проявляющиеся различным спо...

21 01 2020 20:20:13

Мужчина-Дракон: восточный гороскоп - Бесплатные гадания онлайн гороскоп 2018 - календарь стрижек

Мужчина- Дракон - гороскоп для мужчин, рожденных в год Дракона: описание его характера, мотивы его поведения и ценности, которыми он руководствуется....

19 01 2020 6:13:14

Вы знаете, что истинная глубокая Вера не только не противоречит владению тайным знанием, но даже укрепляет его. Я тоже это знаю. Оставайтесь со мной.